Нельзя просто бросить…

В 2002 году в Дальнегорске мне отказали в оформлении в собственность гаража по причине того, что земля под ним является собственностью государства. А дачный участок я сам бросил, поскольку не был членом дачного товарищества, и уехал из Дальнегорска. А через 10 лет мне пришли извещения об уплате налогов за три года. Но никаких документов на владение какими-то участками у меня нет… В. КАПЕЛЮШ

9 июнь 2016 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №63 от 9 июнь 2016

При строгом исполнении закона никто не может наделить гражданина правом собственности на что-либо без его волеизъявления. Но есть и определенные исключения. Например, земельный участок, который занимает многоквартирный дом, с некоторых пор считается общедомовой собственностью, и, соответственно, каждый житель дома – сособственник этого участка.

Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является свидетельство о праве собственности на конкретный объект. Однако ошибочным было бы полагать, что налог на землю может взиматься только на основании права собственности. Земельный налог является формой платы за землю и устанавливается Налоговым кодексом и правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и он обязателен к уплате. Устанавливая земельный налог, представительные органы определяют ставки в пределах, установленных кодексом, порядок, сроки уплаты и льготы.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Если вспомнить историю предоставления земельных участков для садоводства и гаражного строительства, то использовались все перечисленные возможности наделения граждан землей. Причем тогда документ был один-единственный – решение того самого «представительного органа», о котором речь шла раньше. И чтобы получить копию, еще приходилось ходить и долго клянчить. Выдавать ее не был должен никто. Тем не менее, в архивах все эти ветхие бумажки с указанием личных данных и величины земельного участка исправно хранятся. И являются действующими и законными.

Позднее на основании решений и протоколов садоводческих обществ с изрядной долей анархии проводилась приватизация участков земли. Бегали по инстанциям в основном председатели, занимались подготовительными работами, а вот получать свидетельства о праве собственности надо было чаще всего самостоятельно. Однако кое-где умудрились и свидетельства выдать тем же председателям – одним блоком, под их ответственность, чтобы столпотворение не устраивать. Так что под шумок могло произойти и такое – при чисто номинальном участии будущего владельца... Бардак с землей постепенно преодолевается, формируется цивилизованный кадастр, и, соответственно, выясняются дополнительные возможности государства для получения налогов. А если еще учесть, с какой легкостью отменяются льготы и вводятся новые налоги... Они бы и за 10 лет налоги взыскали, но срок исковой давности – три года.

Проблему с земельными участками у гаражно-строительных кооперативов начали решать лет пять назад. Передать землю в собственность стало возможным. ГСК – объект не только личной, но совместной собственности, как и многоэтажные дома. Решение по приватизации земли выносится квалифицированным количеством имеющих право голоса (т.е. более двух третей). Так что вполне может быть, что за прошедшее время в кооперативе вопрос с собственностью уже решили.

Поскольку неизвестно, на каком основании заявлено требование об уплате налога, следует все же уточнить это в соответствующей налоговой инспекции – либо лично, либо письмом с уведомлением. Ответ дать налоговая обязана. А там уже действовать по обстоятельствам. Если речь идет действительно о собственности, то нужно получить документы для последующей продажи этой собственности. Если нет – оформить отказ от иных прав. Просто бросить и уйти недостаточно. Ошибочность требований инспекции также исключить полностью невозможно.

Татьяна ПЕНКИНА, юрист е-mail: [email protected]