Захватывающий образ… драматизма

В Ботаническом саду состоялось первое занятие по искусству бонсай Приглашение Ботанического сада-института ДВО РАН на встречу-семинар об искусстве бонсай нашло заинтересованный отклик у горожан. Занятие состоялось в декабре, и, как посчитали его участники, это только начало. Принято решение создать городской клуб любителей бонсай и собираться на занятия один раз в два месяца.

1 февр. 2012 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №37 от 1 февр. 2012
112911a69655533bf55218d910e9fb1b.jpg Больше чем хоббиВдохновителем идеи стал девятиклассник из села Галенки Октябрьского района Андрей Бессонов. Несколько лет назад он увлекся экзотическим восточным искусством, начал сам создавать миниатюрные деревья в соответствии с канонами его эстетики и теперь уже имеет за душой достаточно теоретических знаний и практических навыков, чтобы преподавать уроки другим. Тем более, как рассказал Андрей в ответ на вопросы о его хорошем умении общаться с аудиторией, искусство бонсай – не единственная тема, по которой он выступает. Еще школьник читает лекции о вреде алкоголя и табака, вызывая у слушателей интерес к этому непростому разговору.Всем было любопытно, откуда у молодого человека такое серьезное увлечение бонсай. Мама Андрея Ирина Хромых рассказала, что все началось благодаря бабушке и ее любви к растениям, за которыми внук с детства помогал ухаживать. Все заметили, что у него очень легкая рука: может выходить любой росточек. И всегда делал он это с желанием и заботой.Сам же Андрей объяснил все просто: увидел когда-то на календаре фотографии шедевров бонсай и «заболел». Стал искать информацию, пытаться формировать растения. Первый опыт был неудачный – слишком много неточных и неполных рекомендаций в Интернете, которые ведут по ложному пути. Но Андрей не из тех, кто быстро отступает и отчаивается. Стал исправлять ошибки, набивать руку.Со временем познакомился (опять-таки виртуально) с Андреем Дарусенковым – мастером бонсай из Москвы, которого считает лучшим в России. Новый знакомый не скупится на полезные советы, передал Андрею (уже не виртуально!) для доработки частично сформированные растения – граб, клены, хурму и др. Много дало общение с единомышленниками на специальных форумах. Правда, в Приморье увлеченный школьник так и не нашел единомышленников. Отчасти именно этим было продиктовано его намерение организовать занятия для желающих постичь секреты восточного искусства.Андрей мечтает, что бонсай для него станет больше, чем просто хобби.Откуда корни растут?В России и других странах бытует немало мифов, искажающих правдивую информацию о философии, эстетике и приемах создания бонсай. – Распространено мнение, что бонсай – особый вид дерева или дерево на грани умирания, – начал презентацию Андрей Бессонов. – Еще многие ошибочно думают, будто бы это бесконечно трудное занятие, требующее нечеловеческого терпения, да к тому же очень дорогое. Но вы на своем опыте можете убедиться, что это не так. Классификация бонсай по размерам:маме-бонсай – 8-16 смшохин – до 25 смчухин – до 45 см бонсай – до 1 мВ некоторых странах, в том числе Японии, распространен еще так называемый садовый бонсай в открытом грунте, размеры которого выходят за рамки приведенных. Строго говоря, это уже другой вид искусства.Самое главное условие успеха – иметь большое желание освоить новое для себя искусство. В дополнение к нему понадобятся литература для обучения методам и приемам формирования растений, подходящий древесный материал, проволока, грунт, минимальный набор инструментов. Уверен, что все у вас получится.Больше всего участники занятия расспрашивали Андрея о том, из чего делается бонсай. Молодой лектор объяснил, что предпочтительнее использовать древесные растения с некрупными листьями, цветками и плодами. Быстрее и проще добиться результата, если взять перспективные растения (с красивыми корнями, фактурным стволом, создающим эффект драматизма) из питомника, сада или природы. Большая часть всемирно известных образцов бонсай изначально родом из естественной природы (применительно к ним существует специальный термин – ямадори). В Японии мастера бонсай выкорчевывают можжевельники из скал в горной местности, находят подходящие сосны и другие растения. Хвойные породы японцы используют чаще всего, хотя не отвергают и листопадные породы. Главное – увидеть в них образ. Можно посадить растения семенами, черенками или отводками, но тогда придется начинать с нуля, и процесс создания бонсай будет длительным. Но кто-то именно его считает наиболее приемлемым, поскольку он дает возможность лучше реализовать свои задумки. Существует еще такое понятие, как бонсай коммерческий (сформированный или незавершенный). В Японии специально выращивают заготовки для будущей работы с растениями – просто стволы. В продаже встречается также соответствующий товар из Голландии и Китая. Но надо иметь в виду, что можно нарваться на подделку, далекую от истинного бонсай. Что касается конкретных растений, подходящих для формирования, то перечень их не ограничен. Из комнатных и оранжерейных Андрей для примера назвал камелии, кипарисовики, фикусы, из лесных – березы, клены, сосны и подчеркнул, что можно было бы перечислять долго.Старое дерево в миниатюреБонсай – это уникальная форма изобразительного искусства, использующая живой материал в его развитии. С точки зрения агротехники это набор специальных приемов миниатюризации деревьев в контейнерах.Искусство бонсай тесно связано с философией, религией, мировоззрением Востока. Откуда оно пошло? На этот счет до сих пор нет единого мнения. Но, на взгляд Андрея Бессонова, все-таки более убедительна версия зарождения его в Японии. Существует еще родственное направление – пенджинг, означающее перенос растений с ландшафта на поднос (изображение лесов, парков, садов в миниатюре). Этот вид искусства дает больший простор для фантазии, чем бонсай, ограниченный четко установленными канонами и правилами эстетики. – Но все равно каждый образ, создаваемый мастером бонсай, получается неповторимым, – заверил Андрей. – Это произведение искусства, и оно не является точной моделью дерева во всех его деталях. Мастер добивается художественного эффекта, подчеркивая и усиливая в дизайне характерные черты старого, большого, красивого дерева. Ведь, по большому счету, бонсай – это художественное воплощение такого дерева, его миниатюра, полученная путем использования специальных приемов и соответствующая определенным эстетическим канонам.Что делает бонсай похожим на взрослое дерево? Мощное основание с сильными поверхностными корнями (небари), отсутствие веток в нижней части стола, толстые и опушенные нижние ветки, тонкие и слегка приподнятые верхние (по канонам, расстояние между нижними ветками больше, чем между верхними). Свою роль играют и другие признаки возраста (мертвая древесина, старая кора), придающие образу драматизм. Увидеть в изначальном материале художественный потенциал – самая сложная задача.Важно гармоничное сочетание живого древесного материала со специальной керамической посудой. Наши магазины предлагают такой товар, но, как показал Андрей на конкретных примерах, чаще всего он не отвечает предъявляемым требованиям. Нужны контейнеры с низкими бортиками (их высота должна равняться толщине ствола растения), с ножками, чтобы не застаивалась вода, с привлекающим внешним видом. Такую посуду найти у нас в продаже практически невозможно. Стиль – не догма, а точка отсчетаСуществует большое разнообразие стилей бонсай, являющихся результатом эстетического осмысления форм деревьев (зачастую самых причудливых), которые можно увидеть в природе. Как объяснил Андрей, разобраться в классификации бонсай по стилям нужно прежде всего для того, чтобы знать, к чему стремиться, что ты хочешь и можешь создать. Эти знания помогут в работе над образом. Стили – не догма, а отправная точка для дизайна конкретного дерева.Молодой лектор охарактеризовал как основные, так и производные стили бонсай, рассказал об особенностях формирования одноствольных и многоствольных растений (они могут расти из одного корня или быть с самостоятельными корневыми системами), показал много интересных примеров, ставших классикой. Одна часть стилей передает ощущение спокойствия и комфорта, которые испытывают деревья, растущие в тихих, безветренных местах. Другая часть стилей отражает воздействие на растения агрессивных природных факторов, переживаемые деревьями стресс, напряжение. Ключевое слово в их характеристике – драматизм. Один из наиболее драматичных стилей – каскадный, передающий положение деревьев под воздействием снежных лавин, камнепада.Поскольку стилей очень много, невозможно показать на страницах журнала примеры каждого из них. Поэтому мы отобрали лишь несколько, подчеркивающих наиболее выразительные особенности бонсай. О том, как самому вырастить бонсай, речь пойдет в Ботаническом саду-институте ДВО РАН на следующих занятиях. P.S. Второй семинар по искусству бонсай состоится в субботу, 11 февраля, по адресу: ул. Маковского, 142, Ботанический сад. Начало в 12 часов. По всем вопросам можно обращаться по электронному адресу: [email protected] или по тел. 2-719-589.С Андреем Бессоновым можно связаться по электронной почте: [email protected] или по тел. 8–924–248–97-04.