Детства светлый уголок

Многие горожане ездят на дачу с детьми или внуками. И у нас с женой там выросли два сына. Давно это было, казалось, не стоит вспоминать - другие времена, иные проблемы. Но минувшим летом пришлось побывать на дачах, окружающих наши прежние владения Там, у бывших соседей, дети тоже выросли, у кого-то появились внуки, на многих участках сменились хозяева, и владельцами стали нынешние молодые семьи со своими современными детьми. И это неудивительно, жизнь продолжается. Поразило другое. Как и прежде, из-за заборчиков и живых изгородей нередко слышатся раздраженные голоса «Туда не ходи! Здесь не топчи! Марш отсюда! А ну, займись делом, лентяй!». Да, времена новые, но проблемы «отцов и детей» на дачах, пожалуй, остались старые. Поэтому часто получается, как в той песенке: «Я чуть не плачу, опять на дачу, опять на дачу…».

1 июнь 2010 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №27 от 1 июнь 2010
Можно, как и в саду, часть работы проделывать за малышей и подростков, но завершать нужно непременно вместе. Радость, гордость, уверенность в себе - это только малая доля чувств, испытываемых в этот момент детьми.Трудное началоКогда мы начинали, младшему сыну Володе исполнилось четыре года, старшему Мише — двенадцать.Обстановка на участке в период его освоения, когда все разворочено, пыль, грязь, кроме машины, негде даже укрыться, не имела для детей ничего привлекательного. Старший сын ехать на дачу не хотел, а заниматься там грязной работой - тем более. Но оставлять ребенка одного в городе не хотелось.В очередной выходной удалось в полупринудительном порядке заманить Мишу на участок. Но, как и раньше, увлечь грязной и малоинтересной работой не получилось. Мальчишка уныло слонялся, ковырял ямки в земле и разжигал там маленькие, но не столь уж безопасные костры. Меня это, естественно, раздражало и огорчало. Кое-как пересилив себя, поинтересовался его занятием, а вникнув, подсказал, как в глинистом обрывчике соорудить «настоящую печку» и устроить дымоход. Парнишка ожил, стал вдохновенно играть, а я, махнув рукой, углубился в свои заботы и радовался, что мой дачник хотя бы не тяготится теперь пребыванием на участке. Он же заигрался до самого вечера и даже домой не рвался.А тут и рыбалка «подоспела»На следующей неделе Миша сам напросился на дачу и сразу увлеченно занялся «печным делом». И тут на меня словно нашло просветление (хотя умом и раньше все прекрасно понимал): ребенка можно увлечь только игрой. У детей, как и у взрослых, все строится на интересе. Но дети зависимы от взрослых, а те не могут предложить ничего лучшего, как весь день полоть траву или таскать мусор.Мы с женой стали осторожно развивать игровой интерес к дачному участку. Разрешили сделать в дальнем углу «штаб» - шалаш из веток и травы, оборудовали хороший просторный гамак, соорудили качели. Дальше — больше. Привезли для стройки машину песка, и это стало началом целой «эпохи». Мальчишки, в том числе и соседские сверстники сына, три года в этом песке что-то строили, разрушали и вновь возводили. Вытащить оттуда кого-то из них всегда было проблемой. Для стройки пришлось привезти новый песок. Затем в расположенном неподалеку коллективном пруду подросли мальки — началась «эра» рыболовства.В итоге Миша стал слезно проситься на дачу. Ему там было уже очень увлекательно.Потехе —больше, чем часНо игры играми, а хотелось бы приучить детей к полезному труду. Поэтому постепенно стали давать небольшие поручения.Хорошо помню первое: прополоть кусочек грядки 50х50 см. Когда Миша, общипав верхушки сорняков, рванулся копать червей для рыбалки, успели огородника похвалить. Затем незаметно перепололи его «делянку». Постепенно с качеством работы все наладилось.Вслед за Мишей, естественно, втягивался в работу и младший - Володя. Незаметно дача и для него стала любимым местом летнего времяпрепровождения.Объем и сложность поручений возрастали, но работа на общее благо уже входила в привычку. Дети сами стали интересоваться, что нужно сегодня сделать, чтобы потом поиграть. На игры времени отводилось больше, чем на работу. Мы с женой старались не забывать, что детство - особое время и «пространство», и оно у сыновей не должно быть ущербным.Все течет, все меняетсяМальчишки росли, менялись их приоритеты и привязанности. Интерес к даче приходилось постоянно подогревать. Ночевки в палатке, купание в озере, катание на велосипедах, запуски воздушного змея, постройка ветроустановки из велодинамки - на все это и нам приходилось тратить время, быть терпеливыми и последовательными. Но и отдача от юных садоводов увеличивалась по мере их взросления. Возили на тачке песок, навоз, щебень. Пололи, копали, окучивали, поливали, ухаживали за садом, собирали урожай, строили. Если младшего сначала в какой-то мере оберегали, да и разница в возрасте сказывалась, то после отъезда брата на службу в армию нагрузка легко и естественно легла на его плечи.К 9-10 классу и тот, и другой, каждый в свое время, несмотря на танцы, походы, дискотеки, купание в море, спортивные секции, друзей, подруг и другие увлечения этого возраста, самостоятельно ездили на участок и выполняли те или иные заранее оговоренные работы. Это уже стало внутренней потребностью, своего рода формой самовыражения.Не спеша, малыми шажками, пришли к правилу: вначале надо сделать в саду что-то полезное, а затем уже можно играть. Конечно, случались недоразумения, конфликты, но их старались разрешить спокойно, без надрыва и главное - по справедливости. Понятие справедливости сформировалось не сразу, но это был самый надежный инструмент урегулирования любых противоречий.Деревце, посаженное вместеЧтобы вовлечь детей в созидательный труд, приходилось у себя отрывать время от повседневных забот, а порой и от отдыха. Иногда самому что-то проще и быстрее сделать, чем возиться с неумехой. Однако без этого никак не обойтись.Хорошо, например, посадить вместе с маленьким ребенком плодовое дерево. Еще лучше - подвести к этой мысли, чтобы он захотел посадить его сам.Впервые мы так сажали косточки дикого абрикоса, затем делали на сеянце прививку. Процесс этот длительный, да и ребенок в играх забывает о саженце. Вот и приходится вначале самим ухаживать за растением, но исподволь ненавязчиво напоминать о нем. Когда деревце подрастет, неплохо завести разговор о том, кто и когда его посадил, вместе осмотреть, полить. Но опять же делать это надо ненавязчиво, иначе эффект будет обратный. Раньше или позже ребенок обязательно полюбит эту яблоню, сливу или абрикос. Подрастая, сам начнет следить за развитием саженца, его цветением, созреванием первых плодов, станет гордиться своим успехом, ведь это он сажал, поливал (пусть всего раз), рыхлил почву.Приобретая землю за городом, следует с первых дней подумать о младших членах семьи, которые будут туда приезжать. Место для них желательно предусмотреть сразу. Пусть даже очень маленькая часть участка, избавленная от грядок, принадлежит только детям. На этом кусочке земли они смогут спокойно играть, поддерживать свой порядок, чувствовать себя хозяевами этой территории. Там же или поблизости неплохо иметь гору чистого песка. Именно гору, а не жалкую песочницу. В ней малыши и вырастут незаметно. Одежду и обувь лучше подбирать такими, чтобы в них можно было сесть, лечь, встать где угодно, не ожидая грозного окрика взрослых.Ползем плечом к плечу...Наш семейный опыт доказывает, возможно, банальную истину: работа, к которой привлекаются дети на участке за городом, должна быть не только интересной для них, но и осмысленной, содержательной. Мы сами немало набили шишек, а сколько насмотрелись вокруг!Глава хорошо знакомой семьи, человек очень любящий землю, старательный, трудолюбивый, ежегодно то пересаживал с места на место деревья, то менял планировку, дорожки, дренажи, то переносил компостник, то очищал площадку, а на следующий год вновь сооружал там грядки. В эту малооправданную трудоемкую возню были вовлечены его жена и два сына. Все, кроме хозяина, тяготились такой работой, не видели смысла в этом тяжелом труде. Лучшего способа отвадить сыновей от земли трудно было придумать. Так все и вышло, да, пожалуй, еще и наложило негативный отпечаток на всю последующую жизнь ребят.Тринадцатилетний мальчик из другой очень дружной семьи как-то сказал мне доверительно: «Как хорошо было в прошлом году. Мы с отцом завозили материал, строили балаган, устанавливали печку, обустраивались. Все лето прошло так интересно. А в этом году только знай грядки полоть да мусор убирать - скучища ужасная». А его сестра сочинила песенку на мотив «Три танкиста» с такими выстраданными строчками:Через шаг на грядках спотыкаясь,Мы идем, ползем к плечу плечом.Только раз здесь с нами побываешь,На всю жизнь запомнишь, что почем...При первой же возможности впечатлительная дочь наших знакомых навсегда распрощалась с землей своей юности.Занятия с детьми на даче, садово-огородном участке не могут ограничиваться посадками, поливом, грядками. Вместе с ними желательно создавать нечто долговечное: навес, беседку, колодец, декоративный бассейн, камин, уголок отдыха, место для игр. Ребенку необходимо видеть результаты своего труда. Причем все следует делать достаточно быстро, и чем меньше его возраст, тем быстрее требуется видимый итог. Не забывайте, что взрослыми и детьми время ощущается по-разному. Неделя, месяц, даже три летних месяца для нас промелькнут как миг, а для ребенка это вечность. За такой срок мир меняется вокруг него, меняется он сам, меняется его восприятие окружающего. И если начатое дело не реализуется, то пропадает интерес к нему и к созиданию вообще.На свежем вольном воздухеМы с женой никогда не ставили цель привязать детей к земле, увлечь садоводством или огородничеством. Нас устраивало, что они растут в мире добра, природной красоты, в обстановке нормальных человеческих отношений. Ребята не стали увлеченными садоводами-любителями или агрономами- профессионалами. Оба получили высшее образование, далекое от земли, женились, порадовали нас невестками и внуками. У каждого сейчас свои заботы. Но они не забывают своего теперь уже далекого детства, проведенного в саду.Сейчас у нас новый участок, вырос и постоянно обновляется большой сад, медленно и поэтапно строится теплый всесезонный домик. По возможности ребята приезжают с семьями, принимают участие в трудоемких и сложных работах. Невестки тоже любят сад и вольный воздух за городом, поддерживают наши теперь уже общие планы и начинания, что-то подсказывают.Их детям - нашим внукам тоже нравится сад и то, что вокруг происходит. Но у каждого восприятие конечно же разное.Софья любит цветы, тишину, больше предается творческим размышлениям, философским раздумьям. Ньютон ведь тоже размышлял, просиживая под яблоней, а как здорово у него все получилось!В отличие от двоюродной сестры Максим материалист, прагматик. С младых ногтей прикипел к участку, саду, растущей «стройке века». Здесь у него широкий простор для реализации замыслов и меняющихся с возрастом увлечений.Мы рады происходящему и стремимся, чтобы у внуков, как раньше у наших детей, сад, земля за городом и все, что с этим связано, стали одной из ярких и выразительных граней светлой поры их детства и юности.С началом плодоношения неплохо бы назвать посаженное руками ребенка дерево его именем: Володина груша, Мишина слива. Когда 10-12-летний отрок произнесет с серьезным видом: «Этот абрикос я посадил 5 лет назад, еще маленьким», - а затем со своего дерева угостит кого-то плодами, будьте уверены, в нем «проклюнулся» и пустил первые корешки не обязательно садовод, но уже созидатель, творец добрых дел.Александр ГРИНЕВ8 8 908 998 4723690003, г. Владивосток, ул. Бестужева, 40-22

Автор: Александр Гринев