Не просто сделать из «Крота» помощника

Как найти подход к прицепным устройствам?

1 дек. 2009 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №24 от 1 дек. 2009
Уважаемая редакция журнала «Сады и огороды Приморья», здравствуйте!Прочитал статью про малую механизацию, иллюстрированную фотографиями мотоблока «Крот» с плугом. Меня удивило, что он с плугом.Несколько лет назад я купил мотоблок «Крот» с фрезами. По совету продавца в том же магазине приобрёл плуг, окучник, колёса (малые), картофелекопалку. Все эти прицепные устройства стоили не дёшево, но я был рад покупкам. Я — ветеран труда, мне 70 лет и работать на земле уже тяжеловато. Надеялся, что малая механизация станет хорошим помощником.Весной на даче с сыном давай испытывать все механизмы. Оказалось, что наш «Крот» хорошо работает только с фрезой. С остальными же агрегатами, как бы мы их ни регулировали, колёсами зарывается в землю. Поэтому, увы, от радости моей в тот же день не осталось и следа. Вся купленная механизация по сей день так и стоит в гараже, напоминая, что деньги были потрачены зря.Сейчас, чтобы вскопать огород или участок на даче, нужно выложить немалые деньги. Следующей весной, наверное, будет ещё дороже. Как бы тут нужна была помощь «Крота»! Только вот где приобрести для него колёса, на которых можно было бы и пахать, и картошку копать, как делают это Кулибины, о которых вы рассказываете в своём журнале? К сожалению, никаких чертежей по переделке «Крота» не было опубликовано.С уважением подписчик журнала Владимир Павлович ЮРКЕВИЧ, г. ДальнегорскЗдравствуйте, Владимир Павлович.Увиденные вами фотографии в журнале и пояснения к ним - это только часть наработок нашего спонтанно возникшего дачного конструкторского бюро. Хотя в основном ответы на ваши вопросы были даны в первой части публикации - в журнале № 4 за 2008 год (стр. 4 и 5).Дам ещё некоторые пояснения.Чтобы не топтаться по грядкамСначала о фрезах. Мотокультиватор «Крот» имеет небольшую мощность силового агрегата и передачу примерно 2,6 оборота в секунду. У других мотоблоков и мотокультиваторов этот показатель бывает выше - более 3-4 оборотов в секунду.Для того чтобы получить качественное рыхление почвы и не топтаться по полю несколько раз, мы увеличили количество ножей на каждом диске фрезы до шести. Как результат - плавный ход при рыхлении, мелкая структура разрыхлённой почвы, отсутствие необходимости последующих проходов и даже работы граблями при посадке картофеля.Приспосабливаем большие колёсаЕсли поставить на мотоблок нормальные колёса от тяжёлых мотоблоков диаметром в 400-450 мм, то препятствия всё равно будут. Во-первых, придётся слишком прытко бежать за «помощником». Скорость можно снижать (примерно в три раза, соответственно увеличив тяговое усилие), но всё равно препятствием будет малый вес всего агрегата (70 кг). При таком весе плуг или картофелекопалка будет держать ваш агрегат, как якорь корабль. К тяжёлым мотоблокам, таким как МБ-1, для увеличения веса в комплекте продавали четыре чугунных диска по 20 кг. Их можно было установить на специальные пальцы в осях внешней стороны колёс или вешать на штырь в передней части рамы мотоблока. На фотографиях к нашей публикации в журнале № 6 за 2008 год на стр. 5 видны на колёсах такие диски. Также видно, как при колёсах диаметром в 45 см нижняя часть редуктора врезается в гребень картофельного рядка.Увеличив вес агрегата, рано радоваться. Работать с копалкой, да и с плугом на узкой колее не совсем удобно, да и, можно сказать, невозможно. Приходится вставлять между колёсами и валами редуктора удлинители для расширения колеи до величины междурядья (70 см). Но вот незадача, сразу появляется проблема на развороте. При хлипком рулевом устройстве и общем весе агрегата за 150 кг не так-то просто такую махину развернуть на разрыхлённой почве. Мы у себя для отключения от трансмиссии левого колеса сделали левый удлинитель с разъединительной муфтой (подобной муфты на мотоблоке МБ-1 не было). Тогда при развороте отключается левое колесо, агрегат разворачивается на одном правом колесе. А левое просто свободно прокатывается вперёд или назад в зависимости от того, в какую сторону надо сделать разворот.Можем предложить вам и более простой вариант. Любой удлинитель колеса имеет с одной стороны вал с приваренной на конце втулкой диаметром 25 или 30 мм (различные культиваторы имеют валы для фрез и колёс соответствующих диаметров). Во втулке и на конце вала сверлятся отверстия для крепёжных пальцев. Для предотвращения зацепления тягового колеса к грунту при развороте культиватора изготовляем устройство в виде вилки с дополнительным небольшим колесом диаметром 250 — 300 мм. Это устройство одевается на штырь удлинителя для колеса. Получается конструкция с двумя колёсами. Одно колесо (тяговое) установлено на удлинитель, а другое (малое вспомогательное) - на вилке и может свободно передвигаться, вращаясь на валу удлинителя. Смысл устройства в том, что во время разворота вилка с малым колесом вращается во втулках (трубке) с помощью приводного устройства вокруг вала удлинителя. Малое колесо занимает положение между грунтом и удлинителем, в результате чего рабочее колесо поднимается и выходит из зацепления с почвой. Малое колесо, свободно вращаясь на своей оси в вилке, даёт возможность легко разворачивать агрегат.В качестве управления вспомогательным колесом необходимо устройство, позволяющее иметь два фиксированных положения (первая вилка повёрнута относительно вала удлинителя, вспомогательное колесо поднято и не мешает рабочему движению; вторая вилка вспомогательного колеса опущена, тяговое колесо не касается почвы). Предлагаем вспомнить старенькие автобусы, бегавшие в основном по сельским дорогам на базе «ГАЗ-51», 53 и даже «ЗИС-5». Водители с помощью нехитрого устройства со складной рукояткой могли со своего водительского места открывать и закрывать дверь пассажирам. Если такие колёса установить на оба удлинителя, появится возможность перекатывать на малых колесах тяжёлый культиватор с участка на участок, не ковыряя газоны и дорожки зацепами.Пригодятся велосипедные звёздочкиСамый простой дополнительный редуктор на культиватор «Крот» можно изготовить из двух велосипедных звёздочек с соотношением зубьев 1/3 - 1 /4. Для этого изготавливается кронштейн с вилкой. На ось вилки в подшипниках устанавливается вал с закреплёнными на нём большим шкивом редуктора культиватора (на шпоночном соединении) и малой велосипедной звёздочкой (звёздочку можно просто приварить к валу). Изготавливается и приваривается к большой велосипедной звёздочке ступица со шпоночной посадкой на вал большого шкива редуктора.Видел в магазине маленькие колёса, о каких вы спрашиваете, и могу признаться, что сам до сих пор так и не сообразил, для чего их выпускают. Абсолютно непонятно. Малый клиренс (расстояние от нижней точки редуктора до земли) плюс заглубление в почву зацепов колёс не позволит вам передвигаться по полю, а не то что тащить плуг и преодолевать межи на дачном огороде. Не может быть и речи о том, чтобы использовать такие колёса для работы с картофелекопалкой. Гребни, нагребаемые окучником, а также выступающие над поверхностью почвы выросшие корнеплоды не дадут культиватору передвигаться по рядам. Он повиснет на гребне, зацепившись редуктором.Устройство свободного шпоночного сочленения необходимо для работы «Крота» с разными навесными устройствами. Регулировка натяжения приводного ремня трансмиссии осуществляется путём перемещения силового агрегата по пазам в раме и изготовления дополнительного натяжного ролика, установленного на конструкции кронштейна дополнительного редуктора аналогично штатному натяжному ролику (при его изготовлении рекомендуем использовать детали штатного натяжного устройства). Натяжение велосипедной цепи и крепление кронштейна дополнительного редуктора осуществляется болтами М-8 в передних пазах рамы культиватора.Регулировочные работы по установке дополнительного редуктора начинаются с натяжения велосипедной цепи путём перемещения по передним пазам кронштейна с блоком «большой шкив и маленькая звёздочка». Вторым этапом является натяжение ремня — привода трансмиссии. Перемещаем в пазах бензоагрегат, регулируя натяжение тросика рычага сцепления.При установке и использовании дополнительного редуктора необходимо усилить элементы трансмиссии. Вал редуктора, на который надет большой шкив (звёздочка), имеет малый диаметр. Шкив (звёздочка) значительно удалён от опорного подшипника. Бывают случаи его изгиба при ударах ножей фрезы о камни и другие твёрдые предметы в почве. Поэтому необходимо установить дополнительный радиальный подшипник с креплением корпуса подшипника к внешней щеке правого лонжерона рамы. Наружные щёки лонжеронов скрепляются с внутренними резьбовыми втулками.Часто не устраивает рулевое устройство с болтающимися ручками, не имеющими жёсткой связи с культиватором. Его можно заменить рулевым устройством, изготовленным для других культиваторов. Хорошо, что их сейчас много. Рулевое устройство наших культиваторов делалось с условием перевозки механизации с дачи домой в багажнике легкового автомобиля.Не окучник, а прямо бульдозерОкучник, приобретённый в торговой сети, практически не может применяться на выращивании картофеля (в этом убеждались не раз). Размеры его деталей малы для обработки междурядий в 65 - 70 см. Если раздвинуть крылья, не выполняется условие скольжения почвы по крыльям к кустам картофеля, и как следствие - окучник превращается в нож бульдозера, гребущий почву перед собой.Мы экспериментировали с тракторным окучником. Но убедились, что с ним надо загружать культиватор. Ему не хватает тягового сцепления с почвой, поэтому приходилось подталкивать культиватор вручную.Нам удалось сконструировать дисковый окучник по предложению нашего «сотоварища» Николая Юрченко. Принцип действия его основан на том, что приводные колёса культиватора выполнены в виде фрез для рыхления междурядья и перепонок для обеспечения тягового усилия. Разрыхлённая почва в междурядье подрезается стрелкой и поднимается по рассекателям на вращающиеся вогнутые диски. Диски установлены по отношению к почве под такими углами, что от перемещения по почве вращаются. Попадающая с рассекателей на диски измельчённая почва поднимается диском вверх и под собственным весом раскладывается на кусты картофеля. Исключается смещение кустов и их повреждение раздвигающейся почвой. Окучник получился сложным и тяжёлым, но очень легко управляется и перемещается культиватором.Для окончательной доработки культиватора «Крот» нам осталось воплотить в металл реверс движения.Вряд ли можно выполнить вашу просьбу публиковать эскизы и чертежи. Дело в том, что каждый может дорабатывать своё устройство, исходя из наличия под руками готовых узлов и деталей. Чаще всего это какие-то одиночные детали, которые другому человеку придётся долго искать. Поэтому чертежи и эскизы ничего, кроме головной боли, не дадут. Не попадайтесь на хвалебную рекламу, рассчитанную на доверчивых простачков. Тому, кто намерен приобрести элементы малой механизации, нужно внимательно ознакомиться с техническими данными изделия, вспомнить уроки физики и математики, с карандашом и листом бумаги просчитать недостающие или умышленно упущенные параметры устройства и предлагаемых дополнительных узлов и агрегатов. Тогда, надеюсь, не будет разочарований.С уважением Олег МУСОРОВ сотоварищиP.S. Связаться с Олегом Николаевичем Мусоровым можно по тел. 8-9147105550