Живая вода ручейков и речек

«Живая вода» - так называется научно-общественный координационный центр, созданный в 2003 году при Биолого-почвенном институте ДВО РАН, чтобы привлечь общественность и главное - молодёжь к решению экологических проблем.А годом позже была учреждена Дальневосточная экологическая школа-семинар «Человек и биосфера» для школьников и студентов. Её участниками стали уже сотни ребят из сёл и городов Дальнего Востока, в том числе конечно же из Приморья.

1 окт. 2009 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №23 от 1 окт. 2009
Лучшие проекты отправляются в Москву для участия в Российском национальном конкурсе. В 2007 году Приморье представляли в столице старшеклассники из Лучегорска. А в прошлом году Галина Романова с проектом «Опыт выращивания лотоса Комарова на станции юных натуралистов г. Арсеньева» заняла призовое место и получила специальную премию президента.Летом обычно проводятся выездные семинары-практикумы. Например, в нынешний «полевой» сезон старший научный сотрудник лаборатории пресноводной гидробиологии Биолого-почвенного института ДВО РАН Татьяна Вшивкова, которая возглавляет центр «Живая вода», обучала юных экологов Красноармейского района биомониторингу речек и ручьёв. Методы такого мониторинга довольно просты. Надо только запомнить, какие водные беспозвоночные обитают исключительно в чистой воде, какие — только в грязной, а какие терпимо относятся к загрязнению. Изучив состав обитателей ручья или речки, можно сделать вывод, насколько они загрязнены.Работа эта проходила в национальном парке «Удэгейская легенда», и конечно же очень понравилась ребятам. Кроме того, они много узнали о природе национального парка, о растущих здесь тисах, которым уже больше тысячи лет. О результатах своих исследований юные экологи доложат на Дальневосточной экологической конференции студентов и школьников в марте в Биолого-почвенном институте ДВО РАН.- Такие конференции проводятся у нас ежегодно и поддерживаются грантами ДВО РАН, - рассказала Татьяна Сергеевна Вшивкова. - За лучшие работы студенты и школьники поощряются денежными призами, ценными подарками, а в нынешнем году четверо школьников получили путёвки в центр детского отдыха «Океан».- А каковы темы работ, которые ребята представляют на конкурс?- Ребята затрагивают экологические проблемы, включая загрязнение воздуха и почвы выхлопными газами автомобилей и выбросами предприятий, поднимают вопросы утилизации твёрдых бытовых отходов, экологии жилища, последствий антропогенного воздействия на состояние парков и памятников природы.На наших конференциях идёт также разговор о результатах изучения растительного и животного мира. Тематика обсуждения постоянно расширяется. В последнее время ребята стали делиться своими наработками по ландшафтному дизайну, благоустройству усадеб и населённых пунктов, по экологическому туризму. Одна из новых номинаций — «экологическая журналистика».- Можно предположить, что успехи ребят во многом зависят от их наставников, от того, как они могут их увлечь.- Безусловно. Поэтому хотелось бы назвать педагогов, которые ведут в школах большую экологическую работу. Это учителя биологии, экологии, географии, дополнительного образования: А.М. Акаткина (п. Лучегорск), Н.Д. Гриник (п. Оленевод), А.Н. Лось (с. Чернышевка), Л.С. Мельничук (с. Осиновка), В.И. Ким и Л.Ф. Чёрная (г. Артём), Л.П. Самчинская (г. Партизанск), З.В. Ткалич (п. Ярославский), О.В. Файман (г. Большой Камень) и многие другие.Спасибо всем, кто активно участвует в нашем движении и поддерживает его.Надежда БРАЖИНАP.S. Научно-общественный координационный центр «Живая вода»: тел. 8(4232) 37-46-15, e-mail: [email protected]

Автор: Надежда Бражина