145 город ягодка опять

Несколько фактов из жизни бывшей столицы Уссурийского края

15 сент. 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №724 от 15 сент. 2011
41840b39dc8b6cb4ddf007ce53ca27ff.JPG

В 1866 году 14 семей крестьян-переселенцев из западной России прибыли в уссурийский край, основав в месте впадения реки Супутинки (теперь Комаровка) в Суйфун (раздольная) селение никольское – будущий город Уссурийск.Фонарь - друг пьяницыЧерез два года Никольское пострадало в ходе так называемой манзовской войны – военного столкновения с китайцами, занимавшимися хищнической добычей золота. В апреле 1868 года хунхузы напали на село Никольское. Здесь они сожгли дома и разграбили имущество жителей, расправившись с теми, кто не успел вовремя уйти.Участие в манзовской войне принял известный исследователь Н. М. Пржевальский, который в это время был в Уссурийском крае. В 1869 году он насчитал в Никольском 47 дворов и 289 жителей, 207 десятин обработанной земли, а также 357 голов рогатого скота, 26 овец, 44 лошади и столько же свиней.В начале 1870-х годов в этих местах побывал путешественник А. А. Алябьев. В своей книге «Далекая Россия. Уссурийский край», вышедшей в Петербурге в 1872 году, он писал: «Однажды летом мне пришлось быть в селении Никольском в Петровский пост. Жена крестьянина, у которого в доме я остановился, разговаривая о прежней своей родине, выражала… неудобства здесь поститься. Желая ободрить ее, я сказал ей: «Что делать? Бог простит, ведь это не Россия», употребив последнее слово в том смысле, как употребляют его все здешние жители, желая сказать, что они не здешние уроженцы. «Нет, батюшка, это ничего, – отвечала она. – Мы еще маленько поживем, так и сами здесь Россию сделаем».Никольское быстро росло и развивалось. Так, в ноябре 1885 года возле торговых и питейных заведений были установлены фонари. Нововведение имело неожиданные последствия, о которых в местных газетах с юмором писали: «В темный осенний вечер иной пьяненький мужик, пожалуй, и дома застрял бы без фонарного освещения кабаков, а тут, при фонарях, пьяницы тянутся в кабачки и возвращаются с «фонарями» сами».И в воздух чепчики бросали…В мае 1891 года село Никольское посетил наследник российского престола, будущий император Николай II. После торжественной встречи у специально сооруженной арки цесаревич сел в экипаж, но крестьяне распрягли лошадей и сами повезли его в военный городок под крики «ура!». Во время смотра войск особый интерес наследника вызвал отряд казачат в возрасте 10-14 лет, которые на скаку поднимали с земли разные предметы, спрыгивали с лошадей и вновь вскакивали на них, стояли в седле на ногах и даже на головах.17 августа 1893 года открылось рабочее движение по Уссурийской железной дороге между Никольским и Владивостоком. Местная газета писала: «И наши веси огласились свистком паровоза… с трепетом мы слышим эти свистки. Разговор о железной дороге теперь не сходит с языка, и любопытные частенько бегают на вокзал посмотреть на эту диковину здесь. Как-то не верится даже, что поезд прикатил из Владивостока в пять часов, тогда как прежде самая быстрая безостановочная езда была целые сутки».В начале апреля 1896 года из Никольского писали в газету «Владивосток» о настроениях среди жителей: «Наконец-то и Никольское дождалось своего бытия городом! Собрана сходка, на которой было объявлено начальством, что с мая месяца Никольское будет городом, а до того времени предоставили жителям его посудить о себе, кому лучше быть крестьянином, кому мещанином. Мещанам земля даваться не будет, а крестьяне получат установленный надел… Всех мужиков теперь занимает вопрос: если перейти в мещане, то чем же мужик без земли будет питаться?».3 апреля 1898 года было утверждено положение кабинета министров об образовании нового города под названием Никольск-Уссурийский. Первым городским старостой был избран В. А. Калинин, пробывший на этом посту до 1912 года.В 1900 году начала выходить первая газета – «Никольск-Уссурийский листок объявлений».В 1904 году, с началом Русско-японской войны, город стал местом эвакуации больных и раненых, тыловых учреждений и предприятий. 15 февраля 1904 года даже Приморское областное правление было переведено из Владивостока в Никольск-Уссурийский и пребывало здесь до октября 1905 года. 16 апреля 1912 года городская дума утвердила герб Никольска-Уссурийского. Он представлял собой червленый щит с расположенным в центре золотым хлебным снопом, перевязанным лазоревой лентой и воткнутым в него серебряным серпом. В вольной части щита вверху располагалась стилизованная корона, по бокам – колосья с листьями, обвитые по полуокружностям лазоревой лентой.Их паровоз вперед летел4 марта 1917 года состоялось общее собрание граждан и воинов гарнизона Никольска-Уссурийского, на котором были избраны Совет рабочих депутатов и исполнительный комитет, объявивший себя единственной законной властью. Наряду с ним в городе продолжала действовать дореволюционная дума.8 апреля 1917 года вышел первый номер газеты «Известия Советов рабочих и солдатских депутатов г. Никольск-Уссурийского».17 июня 1917 года состоялись выборы в органы местного самоуправления. В состав Никольск-Уссурийской думы вошли представители как левых, так и правых партий. Большинство мест досталось социалистам и блоку Советов солдатских и рабочих депутатов. Городским головой был избран эсер А.С. Медведев, председателем думы – меньшевик Я.С. Максименко.Газета «Уссурийский край» писала об итогах выборов: «Из местной интеллигенции попали в гласные очень немногие, а зато прошли кухарки, сторожихи и другие знатоки городского дела. С первого взгляда новый состав думы показал, что он неработоспособен».11-12 ноября 1917 года Никольск-Уссурийский Совет рабочих депутатов признал декреты Советской власти. 22 ноября 1917 года был создан объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов, объявивший о взятии власти в городе в свои руки. Первым главой его исполкома стал большевик А. М. Краснощеков. В последующие годы власть в Приморье менялась несколько раз: была и советской, и колчаковской, и земской, переходила в руки ДВР, правительства Меркулова, правителя Дитерихса… В августе 1922 года резиденция Дитерихса и Земская дума переехали из Владивостока в Никольск-Уссурийский. 17 сентября 1922 года в Никольске-Уссурийском был созван Земский собор. Он обратился к населению с воззванием встать под ружье на защиту «веры православной и святой Руси» против «сатанинского исчадия, коммунистов», а также решил послать в Токио делегацию, чтобы просить императора Японии остановить эвакуацию войск из Приморья. 15 октября 1922 года Земская рать и японские войска эвакуировались из Никольска-Уссурийского. 16 октября Народно-революционная армия ДВР заняла город.В начале августа 1923 года Приморье посетил М.И. Калинин – председатель Центрального исполнительного комитета СССР. Он побывал на предприятиях Никольска-Уссурийского. В 1926-1927 годах был построен маслобойный завод, оборудование для которого закуплено у чехословацкой фирмы «Шкода». В 1930 году был пущен в эксплуатацию гидрогенизационный завод. В 1930-1931 годах построен мыловаренный завод. Укрупненное предприятие фактически стало масложировым комбинатом (МЖК), хотя его официальным годом образования считается 1938 год.В 1930 году железнодорожные мастерские были преобразованы в Никольск-Уссурийский паровозо-вагоноремонтный завод (ПВРЗ).15 сентября 1930 года начала выходить газета «Коммунар». В начале 1930-х годов в Никольске-Уссурийском появилось автобусное сообщение. В 1934 году на городские маршруты выходило шесть 12-местных автобусов.В 1932 году образована Горно-таежная станция – первое научное учреждение Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. В 1934 году создан Супутинский заповедник, ныне Уссурийский государственный заповедник имени академика В.Л. Комарова.Краевой центр – город Ворошилов25 июля 1934 года постановлением Президиума ВЦИК образована Уссурийская область в составе Дальневосточного края с центром в городе Никольске-Уссурийском.В 1932-1935 годах в Ни-кольске-Уссурийском сооружен сахарный комбинат, работавший на местном сырье.23 февраля 1935 года город Никольск-Уссурийский переименован в Ворошилов.20 октября 1938 года Уссурийская область упразднена.С началом Великой Отечественной войны основная тяжесть военных заказов легла на Ворошиловский ПВРЗ. Здесь ремонтировались банно-прачечные и медицинские поезда, вагоны-пекарни, самоходные бронированные дрезины и военная техника для Тихоокеанского флота, выпускались снаряды и корпуса танков.В октябре 1941 года ворошиловскими железнодорожниками с соблюдением секретности было переброшено в западные районы страны несколько дивизий. За эту операцию начальник ПВРЗ А. П. Зеленский награжден орденом Ленина.В 1948 году на МЖК впервые в СССР изготовлена и смонтирована непрерывно действующая установка по производству соевого масла. Авторам работы – директору А. К. Светличному и главному конструктору М. Г. Аксененко была присуждена Государственная премия. В феврале 1951 года по итогам Всесоюзного соревнования локомотиву А.И. Пермякова из Ворошиловского депо было присвоено звание «Лучший паровоз сети дорог». В 1954 году учительский институт, открытый в Ворошилове в 1949 году на базе педучилища, был реорганизован в педагогический. В августе 1957 года открылся сельскохозяйственный институт; тогда же в город Ворошилов прибыло Курское суворовское училище, которое стало называться Дальневосточным суворовским военным училищем (ДСВУ). В 1957 году город переименован в Уссурийск. В 1960 году началась электрификация Уссурийской железной дороги. В сентябре 1963 года она была завершена на участке Владивосток – Уссурийск. Первый электропоезд от Уссурийска до Владивостока провел Герой Социалистического Труда Д. А. Мищихин – знатный железнодорожник города.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ