Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Только факты

Школа нашего будущего

Какой багаж знаний унесут наши дети во взрослую жизнь под звуки нестареющего вальса?
Школа нашего будущего
В образовании (как в футболе или в политике) разбираются все, хотя и здесь есть свои специалисты. Фурсенко, например… Поскольку, по словам классика, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», то и о проблемах школы можем поговорить. У каждого из нас имеется свой опыт (уж какой есть!), свои соображения и предложения. А вот чему мы научились – совсем другое дело… Но мы имеем право высказаться по поводу образования, поскольку эта сфера действительно касается всех. Хочется знать, к чему приведут нынешние новации в образовании. Хочется, чтобы наши дети и внуки учились лучше нас, интереснее, охотнее, больше знали необходимого и меньше – ненужного. Как же этого добиться? Учиться, учиться и учиться… Разумеется, ответы на этот вопрос искали всегда. На мой взгляд, любопытными и, как ни странно, вполне современными (особенно для России) представляются рекомендации 40-летней давности. Их выработала Международная комиссия по развитию образования ЮНЕСКО в 1971 году, изучив опыт многих стран мира. Вот основные из этих рекомендаций и краткие комментарии к ним. 1. Непрерывность образования должна стать основным принципом политики в этой области. Оно будет осуществляться на протяжении всей жизни человека и не должно ограничиваться рамками школы или иного конкретного учебного заведения. Вроде бы и российские тенденции таковы – по крайней мере, заявленные публично. О практике промолчим… учитывая хотя бы платность второго высшего образования. 2. Образование должно обеспечиваться многообразием путей и средств. Главное не в том, где и как получил его человек, а в том, какими реальными знаниями он обладает. Конечно, теоретически можно заниматься и самообразованием. Но старое правило «без бумажки ты букашка» пока надежно действует, тем более в области образования. 3. Всякого рода искусственные преграды между различными отраслями и уровнями образования, а также между его видами должны быть ликвидированы. В рамках этой рекомендации есть и такое предложение: право поступления в высшее учебное заведение без обязательного завершения определенного курса формального образования. Даже представить себе трудно, чтобы наши чиновники на такое решились! Видимо, история с Ломоносовым больше в России никогда не повторится… 4. Образование должно не только обучать молодежь конкретным профессиям, но и обеспечивать широкую подготовку, дающую возможность овладеть различными специальностями. Мне почему-то кажется, что современные выпускники школ к любой работе вообще не готовы и о «различных специальностях» просто понятия не имеют. 5. Развитие дошкольного воспитания должно стать важной целью политики в области образования. Ну, тут остается только ностальгировать по давно прошедшим временам. Кстати, в 1970-х годах комиссия ЮНЕСКО ссылалась на массовый положительный опыт СССР и КНР в этой сфере. В Китае он с тех пор получил дальнейшее развитие... 6. Ответственность за техническое обучение не должна возлагаться только на систему средней и высшей школы. В этом процессе должны участвовать и производство, и деловые круги. Остается только вспоминать о былых «шефских связях», начисто угробленных в современной России. Правда, отдельные «деловые» стали выдавать гранты на обучение и стипендии. 7. Доступ к образованию различного типа, а также возможность трудоустройства должны зависеть только от знаний, способностей и склонностей человека. Есть и уточнение к этой рекомендации: оценка учебной работы школьника или студента должна основываться не столько на результатах экзаменов, сколько на изучении его деятельности за определенный период. Тут, по крайней мере в школе, пошли прямо противоположным путем: ввели стандартный ЕГЭ и принимают в вузы по его формальным результатам. 8. Все иерархические различия между учителями начальных школ, преподавателями средних школ, училищ, колледжей и высшей школы должны быть ликвидированы. То есть не должно быть такого положения, при котором педагог, стремящийся к профессиональному продвижению (включая свое финансовое состояние), может добиться его, только перейдя в учебное заведение более высокого ранга. Без комментариев. 9. Программы подготовки учителей должны включать использование всех новейших средств и методов обучения. Видимо, должны… 10. Следует обеспечивать такую подготовку педагогов, чтобы они могли быть настоящими воспитателями, а не просто проводниками знаний. Тут у нас явный регресс. В массе своей учителя даже не делают замечания ученикам, курящим в школьном дворе. Не хотят «воспитывать». 11. Квалифицированных представителей различных профессий и специальностей следует привлекать к преподаванию в учебных заведениях. Просто гениальное предложение при нашей нехватке учителей! Уверен, что многие люди с высшим образованием смогли бы вести отдельные предметы в школах, не отказавшись даже от небольших денег. 12. Преподавание должно учитывать склонность обучаемого. Учащемуся следует предоставлять больше свободы решать самому, что, где и как он хочет изучать. Похоже, что только эту рекомендацию и приняли к действию в нашем «министерстве необразованности», пытаясь довести ее до абсурда. Впрочем, есть надежда, что совместными усилиями родителей и педагогов, воспротивившихся введению скудного «базового курса», удастся отдалить российскую школу от американского образца, далеко не лучшего в мире (о чем, к слову, неоднократно говорили даже президенты США). Неверной дорогой идете, товарищи! Один из них, Ричард Никсон, в своих мемуарах 1990-х годов, критикуя обучение в американских школах, писал следующее: «Некоторые из реформ в области образования проводились, видимо, с благими намерениями. Многие из них, к счастью, подверглись изменениям или были полностью отменены. Но их авторы, хотя и были наивны либо невежественны, тем не менее, держали в своих руках всю систему образования, тем самым угрожая искалечить целое поколение американской молодежи». Не придется ли кому-либо из российских будущих президентов говорить нечто подобное, оценивая итоги усилий Фурсенко и Ко? Разумеется, с тех пор ЮНЕСКО выработало новые рекомендации в этой сфере – впрочем, не противоречащие старым. А именно к этим я обратился потому, что, по мнению комиссии разработчиков, через 20-30 лет (то есть в нынешнее время) образование в мире претерпит кардинальные изменения. Взгляд комиссии в будущее был опубликован в журнале «Курьер ЮНЕСКО» в ноябре 1972 года. Вот какими они представляли результаты реформы: «Во-первых, образование станет начинаться значительно раньше, так как важность дошкольного образования признается теперь повсеместно. Человек будет заниматься самообучением всю жизнь, поскольку непрерывное образование, уже признанное в качестве идеала, вот-вот станет реальностью. Экзамены, этот бич студенчества, отпадут, утратив смысл для людей, обучающихся каждый в своем темпе. Обязательные предметы и учебные планы подвергнутся коренному пересмотру, а сами школы как детские учреждения постепенно отомрут. Но главным образом изменятся цели и дух образования: упор будет сделан на овладение знаниями, а не на обучение; эффективность образования будет определяться не объемом учебных программ, а числом всесторонне образованных людей». Конечно, не все в этом видении будущего можно считать реальностью... но уже прошло 40 лет. Читатель вправе судить сам, что и как изменилось в нашей стране в этой сфере, что приобретено и что потеряно. На взгляд автора статьи, выигрыш – не на стороне здравого смысла. И не только потому, что планы порой бывают нереальными. В качестве забавного (но отнюдь не безобидного) дополнения приведу рисунок из учебника «Русская азбука» для первого класса, издательство «Просвещение». Эта «Азбука» в псевдорусском стиле представляет нам карту России, на которой… попросту нет Приморья. То есть Транссиб пересекает Амур и обрывается. Хорошо хоть Курилы есть, а то им в других учебниках обычно не везет. Ну что тут можно сказать? Карта – как иллюстрация к словам из песни: «Расея моя, Расея, от Волги до Енисея». Песня в целом неплохая, но Россия все же значительно больше. И, надеюсь, умнее…

Автор : Иван ЕГОРЧЕВ

В этом номере:
Школа нашего будущего
Школа нашего будущего

Какой багаж знаний унесут наши дети во взрослую жизнь под звуки нестареющего вальса?

Тяжелая рука Москвы
Тяжелая рука Москвы

Возглавлять приморские партсписки на выборах в Госдуму будут федеральные варяги?

Строители объектов саммита АТЭС дерутся от безысходности

Причина массовых беспорядков на острове Русском - не межнациональные конфликты и алкоголизм трудовых мигрантов

«Как же вы наивны!  Не стройте иллюзий!»
«Как же вы наивны! Не стройте иллюзий!»

По этому поводу наши маститые слухмейкеры сильно возбудились

Песня о депутатском мандате
Песня о депутатском мандате

И куда ему теперь на грядущих выборах при таком-то раскладе?

Последние номера
газета