Сходил в супермаркет и третьего дня преставился...

Покупатель! ты в ответе за все!

25 авг. 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №721 от 25 авг. 2011
65fe16d0ac98ee6f693def6a19682fdf.jpg

Старый лозунг советских времен «Пионер! ты в ответе за все!» вспомнился мне во время подготовки этого материала. Как ни крути, а выходит, что производитель и потребитель поставлены сегодня в изначально неравные условия. Производитель рискует такими достаточно иллюзорными в современной России понятиями, как «репутация» и «совесть», а потребитель – своим здоровьем и кошельком…Ходют тут всякие!А к столь неутешительным выводам пришла я в результате… обычного похода в супермаркет. Собственно, я хотела купить конфеты, направляясь к подруге в гости. И даже взяла коробочку с полки. По привычке глянула на срок годности – а он вышел пять дней назад! Будучи покупателем дисциплинированным и потребителем грамотным, нашла среди рядов продавца, показала, мол, вот, у вас просрочка на полке… «Хорошо, - мрачно сказала мне продавщица и забрала у меня из рук конфеты. – Возьмите другую коробку». Собственно, я так и сделала, а потом, отправившись за кофе к соседним полкам, обернулась и увидела, как продавец заботливо водружает просроченные конфеты обратно на полку. Не поленилась, подошла к девушке, спросила: что же это вы делаете? А теперь, читатель, угадайте, что сказала мне продавец. Никогда не угадаете. Она посмотрела на меня, взяла эти конфеты и пробурчала: «Ходят тут бдительные, подумаешь, пять дней, они еще хорошие!»…Да, в итоге, после того как я вызвала в зал администратора, мне удалось заставить продавца снять конфеты с полки. Но никакой уверенности в том, что они не вернулись обратно на полку после того, как я ушла, у меня нет. Потому что у администратора был такой же мрачный вид: «ходют тут бдительные»…И жизнь страшнее сказкиОказывается, ничего необычного в поведении продавца нет. Во всяком случае, в большинстве супермаркетов Владивостока и не такое случается – это я выяснила, зайдя на городские форумы. Почитаешь темы вроде «Супермаркеты Владивостока: отзывы» - и волосы на голове шевелятся. Вот, судите сами, впереди – только цитаты.«И курицу «уставшую» в гриль отправляют вместо утилизации, и дырочки в сыре ватными палочками прочищают от плесени». «Во многих супермаркетах, где народу всегда много, все, что не запечатано производителем, отливается и разбавляется (печальный личный опыт покупки бытовой химии)».«У меня знакомая работала в супере, пишу, что помню: колбасу мыть в тазике отправили от плесени; «уставшую» курицу в уксус и специи – гриль; молоко с истекающим сегодня сроком годности ставят только вперед, а свежее – глубоко сзади; конфеты из коробок вытаскивают, не повредив упаковку; булочки упали под ноги –подняли, положили обратно на полку; к старым салатам подмешивают новые». «Как-то покупала журнал в супермаркете, там реклама: тушь в подарок. И все упакованные журналы («Космо») вспороты, ни в одном туши нет. Я не поленилась – спросила, в чем дело. Ответ был как в сказке про репку: продавец – за администратором, администратор – за директором... В общем, сказали мне: ничего не знаем, но обязательно разберемся».«Еще забыла сказать: салаты упакованные привозят, а на них маркировка - будущим числом».«Рассказывала девочка, которая работает в ***, чтоб мы не покупали там капронки. Так как вытаскивают дорогие капронки и всовывают туда дешевые». «3 августа. Сегодня в магазин зашла купить что-нибудь ребенку на полдник! На витрине творог «Агуша», он от 12 июля, срок годности 14 суток (!). Я говорю продавцу: «Уберите с витрины товар просроченный!». Она мне: «Я его не продаю, поставщик приедет, я его сдам». Я к администратору. Она меня выслушала внимательно и говорит: «Попозже уберем!». «Мне как-то продали куриные запчасти с душком, правда, не в супермаркете, а обычном магазе. Я им пакет обратно приволокла. Они мне еще несколько пакетов пытались вручить на замену, я их тут же, при них, вскрывала и нюхала. Все были с душком. И что? Они их тут же положили обратно в холодильник, заявив мне, что мне просто показалось (деньги мне, правда, вернули). И их не смутила очередь людей позади меня, которые все это наблюдали. А самое смешное, что и из очереди никто не смутился и не ушел. Хотя я лично больше в этот магазин ни ногой».«Моя подружка работала по молодости лет, так она и «Ленор» домой таскала, отливала из бутылок, и от шампуней ото всех понемногу себе отливала, и «Глейдом» пшикала, и чего только она не делала. Говорит, это ее напарница научила».«Кстати, хотела написать о разбавленной бытовой химии. Никогда ничего не беру в *** - взяли пару раз - вода водой - такое ощущение, что полностью весь флакон перелили себе, набрали воды и поставили на полку. Откровенное такое воровство. Особенно если знаешь, какая консистенция должна быть у этого средства».«В магазине *** постоянно просроченные конфеты на планшетках, испорченные морепродукты (жутко воняющие). А когда им возвращаешь, опять выставляют на прилавок в первые ряды». «Одна моя родственница работает в вполне себе приличном магазине. Постоянно красит ногти на работе лаками, причем дорогими, потом разбавляет их. Духами напшикаться как за здрасьте, а потом покупателю втюхать, что так и было без пленки и разлив по полфлакона заводской… Поэтому совсем не удивлюсь, что в супермаркетах вещи еще похлеще делают». «У меня подруга в супере работала. Как раз рабочей, которая все это отмачивает, подмазывает и перебирает. После ее рассказов я две недели ела только сухую лапшу, а детей кормила картошкой с огорода и бабушкиной засолкой». «В одном веселом супермаркете слышала разговор такого рода в отделе кулинарии: «Ну и зачем она у меня спрашивает, свежий ли салат? Неужели думает, что я ей правду скажу, что позавчерашний? Конечно, скажу, что свежий! Мне же продать надо!»… «Мама покупала продукты на прошлой неделе, обратила внимание на то, что на чеке стоимость холодца в два раза дороже, чем в реале на витрине, тыкнула пальцем – начали выяснять ситуацию. В итоге сдачу вернули, и оказалось, что вся партия холодца под такой ценой идет.Опять же у мамы вчера дважды пробили один и тот же товар, опять она заметила сразу, и ошибку исправили. Ну и я сегодня попала. Уже поздно поехала за продуктами, купила реально большое количество, на месте чеки не проверила, бегом-бегом все – дети дома, сумки в зубах, ночь на дворе.Дома разгреблась и решила сверить, что да как… Припечатали лишнюю позицию: кило ветчины стоимостью 280 рублей! Причем это самая дорогая позиция в списке».Спасение утопающих – дело рук…И вот таких историй – миллионы в одном только Владивостоке. В большинстве супермаркетов, на рынках, в больших магазинах, даже не продуктовых, человека – покупателя – обманывают. Ежеминутно. Перебивают сроки годности, отправляют «уставших», то есть тухлых, кур в гриль, смывают плесень с продуктов и ставят на полки, в большие покупки вбивают несуществующие позиции, указывают на ценниках одну цену, а на кассе оказывается, что товар стоит дороже… И так далее, и тому подобное. И со всем этим – по большому счету – покупатель остается один на один. Принимая законы, которые – по задумке разработчиков – должны были стимулировать производителей и торгующие организации больше заботиться о своем реноме и быть совестливыми, законодатели добились абсолютно противоположного результата. Производители, продавцы вовсе не озабочены «реноме». Они озабочены «отбиванием бабла», а столь долгоиграющая вещь, как репутация, мало кого волнует. Как справедливо заметили на одном из форумов: «Заботься о репутации, а через год придет какой-нибудь открышеванный полицией дядя, захватит твой бизнес, в суде ничего не докажешь, еще и без бабла останешься». В этом есть суровая правда жизни в нашей стране. И потому ежеминутная выгода затмевает все. Абсолютно все.А что остается потребителю? Нет, конечно, есть закон о защите его прав, есть суд, есть даже некоторое количество контролирующих органов. Но чтобы всерьез заставить того же владельца супермаркета снять с полки конфеты с истекшим сроком годности, нужно поехать в СЭС или Роспотребнадзор, написать заявление, то есть провести, по большому счету, целый день в бюрократических хлопотах. А чтобы добиться компенсации, если вы, к примеру, отравились такими конфетами, вам надо пройти такие адовы круги российского правосудия, что большинство потребителей просто плюет на все.И их можно понять. Сколько примеров, когда люди, решив добиться защиты своих прав, судятся по нескольку лет, а в итоге – если и выигрывают, то получают компенсации по старым ценам, копеечные. И остается только моральное удовлетворение. А оно не каждому по карману.Что же остается? Бдительность и наказание рублем. Как это ни печально, но покупатель должен понимать: он спасает себя сам. Надо внимательно смотреть на сроки годности любого продукта. Нюхать и рассматривать упаковки, сверять чеки, не отходя от кассы. Не стесняться лезть за свежим продуктом в самые дальние ряды товара. И главное – сообщать о том, в каком магазине и что продается испорченным, несвежим, где обманывают – в общем, не становиться жертвой самому и помогать другим. Если в супермаркетах и на рынках люди станут бдительнее, возможно, продавцы научатся не подсовывать гнилье. Конечно, все это паллиатив, и, по большому счету, нужна какая-то другая система отношений «производитель-продавец-покупатель» и другая система законов. Может быть, если бы в нашей стране можно было бы отсудить миллион евро за отравление несвежими конфетами, администрация супермаркетов снимала бы такие конфеты с полок раньше, чем они успеют испортиться. Может быть. Пока же мы живем в том, что есть, и вряд ли в перспективе что-то изменится. А потому… Потребитель! Ты в ответе за все!

Автор: Лидия ИВАНОВА.