Меняем железных коней на породистых

Бензин дорожает, и, похоже, исправлять на ценниках станут не копеечную часть, а рубли

11 авг. 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №719 от 11 авг. 2011

Чтобы не допустить дефицита автомобильного топлива, оптовые поставщики заявили о необходимости повысить цены на азс разом на 8-10 рублей. Правда, у властей есть рычаги, способные ограничить аппетиты королей бензоколонок до 2-3 рублей. Возможно, только до марта следующего года…Бензин есть, его не может не быть?Лихорадит российский рынок автомобильного топлива с мая этого года. Под нажимом федеральных властей крупнейшие розничные предприятия еще в апреле вынуждены были понизить стоимость бензина. В Приморье цены упали в среднем почти на 2 рубля. При этом оптовые цены остались на прежнем уровне. К утратам от реализации бензина на внутреннем рынке добавились потери от экспорта нефти из-за запретительных пошлин на зарубежные поставки сырья, введенные в мае. Именно с того времени в Дальневосточном регионе стала намечаться нехватка высокооктановых бензинов. Сначала дефицит почувствовали потребители Амурской области, затем перебои с поставками топлива стали ощущаться потребителями в Хабаровском и Приморском краях.При этом, как рассказал «МК во Владивостоке» представитель НК «Альянс», одной из крупнейших компаний – поставщиков топлива на приморский рынок, производство высокооктановых бензинов на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) неуклонно росло. Только за первое полугодие 2011 года было выпущено 168 тысяч тонн, что почти на треть выше итогов за аналогичный период 2010 года.Несмотря на оптимистичные показатели, в НК «Альянс» заявили, что не могут самостоятельно удовлетворить всех потребителей Дальневосточного региона. Чтобы обеспечить собственную сеть, АЗС НК «Альянс» ограничила продажи высокооктановых бензинов мелкооптовым потребителям. Тут же на заправочных станциях независимых компаний появились таблички с извещением «бензина нет». О масштабах недопоставок рассказал «МК во Владивостоке» сотрудник одной из независимых розничных компаний:– Месячная поставка топлива в мае была уменьшена оптовым продавцом более чем на 60 процентов, в итоге мы не могли обеспечить АЗС необходимым объемом для бесперебойной работы. Неритмичность в поставках бензина популярных марок длилась порядка недели, мы действительно не могли накачать свои емкости достаточным запасом бензина. Затем все наладилось.Колеса диктуют вагонные…В июне ситуация с дефицитом грозила повториться. Таблички «бензина нет» вновь вывесили на ряде АЗС. Правда, в тот раз вину свалили на железнодорожников.– Речь идет не о нехватке бензина, наблюдается нестабильность поставок топлива в Приморье по железной дороге, – рассказал тогда «МК во Владивостоке» замруководителя краевого управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Виктор Трякин. – ДВжд «забита» различными грузами, направляемыми в том числе и в адрес строителей объектов АТЭС-2012 во Владивостоке.Но стоило прокуратуре заинтересоваться графиком движения топлива по железной дороге, как составам с нефтью светофоры на ДВжд стали реже мигать красным светом. Так что июль пережили практически без особых встрясок. Что касается цен, то в июле они росли на десятые доли процента в отличие от майских и июньских скачков на 1-3 процента. «В целом по краю цены на бензин и дизельное топливо возросли, однако в отдельных городах и районах края наблюдалось снижение стоимости всех марок бензина и дизельного топлива», – отметили в крайстате.В настоящее время нельзя сказать, что ситуация с автомобильным топливом внушает оптимизм. Участников рынка тревожит предстоящий пик спроса, традиционно приходящийся на август-сентябрь. К примеру, на начало августа среднесуточные объемы продаж высокооктановых бензинов через АЗС «Альянса» превысили объем их производства на Хабаровском НПЗ.– По этой причине мы практически прекратили оптовую реализацию бензина сторонним компаниям, – заявил представитель НК «Альянс». – Объем неудовлетворенных заявок суммарно по Дальнему Востоку оценивается за июль в 13,5 тысячи тонн. В августе-сентябре в Дальневосточном регионе традиционно возрастает потребление высокооктановых бензинов, от 4 до 16 процентов. В августе продажи через АЗС «Альянс» планируются в объеме 37-38 тысяч тонн, а суммарный спрос на высокооктановые бензины НК «Альянс», оцениваемый на основании поступающих в компанию заявок, прогнозируется в объеме около 50 тысяч тонн. В сентябре спрос увеличится, а в октябре ситуация усложнится еще больше – на это время планируется остановка на ремонт ряда нефтеперерабатывающих заводов – Ангарского и Комсомольска-на-Амуре.И опт твою нефть!В данной ситуации для предотвращения дефицита высокооктановых бензинов необходимо производить их закупку у сторонних заводов. Однако оптовые рыночные цены таковы, что, когда их доведут до розницы, ценники на стелах АЗС просто испугают дальневосточных автовладельцев.Так, если покупать нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, то с учетом поставки во Владивосток за литр АИ-92 придется отдать оптовику от 31,2 до 33,3 рубля, а АИ-95 на тех же условиях обойдется от 33,09 до 33,9 рубля за литр. Сегодня во Владивостоке цены на АЗС НК «Альянс» составляют на те же марки бензина 28,19 и 29,69 рубля соответственно.– Для покрытия только себестоимости приобретенного топлива необходимо повысить розничные цены до 5 рублей за литр, – считает собеседник «МК во Владивостоке». – А если учесть расходы предприятия по перевалке этого нефтепродукта, продаже его через АЗС и минимальную прибыль, то общее повышение цен на АЗС должно быть в пределах 10 рублей за литр.– Наши сбытовые структуры уведомили антимонопольные службы о предстоящем повышении цен, – продолжает хорошо информированный источник из НК «Альянс». – На основании того, что нефтяное сырье на август подорожало более чем на четверть, то одна только нефть будет толкать вверх цены на конечный продукт примерно на 1,85 рубля на литр. Кроме того, для обеспечения роста объемов выпуска на Хабаровском НПЗ высокооктановых бензинов необходимо использовать в существующих установках дополнительных качественных (оттого и дорогостоящих) присадок. Также для покрытия растущего пикового спроса (август-сентябрь) необходима закупка бензина на сторонних заводах. Традиционно на Дальний Восток завозилось из западных регионов порядка 15-20 тысяч тонн бензина в месяц. Завоз особенно необходим в условиях сезонного увеличения спроса и планируемых на осень ремонтов на НПЗ. Очевидно, снизить цены ввозимого в регион бензина позволило бы введение специальных транспортных тарифов. Но при действующих тратах на транспорт закупленный на стороне бензин только для покрытия себестоимости должен подорожать на 6-8 рублей за литр.Жаркая пора– Сегодня в регионах запасов бензина почти нет (то есть нет запасов относительно дешевого продукта, завозиться в регион будет произведенный с новыми затратами), – продолжает наш собеседник. – Тем не менее мы будем растягивать повышение, фактически продолжим дотировать потребителя. Вместе с тем мы не видим возможностей полного удовлетворения заявок на бензины, включая не только розницу, но и опт.Власти обеспокоены ситуацией, сложившейся на рынке автомобильного топлива в регионе.Впереди уборочная страда, и удорожание горюче-смазочных материалов (ГСМ) неминуемо потянет вверх цены на продовольственном рынке. Кроме того, необходимо обеспечить запасы топлива, достаточные для бесперебойного прохождения уборочной кампании. К тому же не за горами выборы в Госдуму, затем президента, и недовольство мобильного электората растущими ценами на бензин может вылиться в акции протеста. А кому понравятся народные волнения вместо волеизъявления? На этой неделе в ряде городов – столиц регионов Дальнего Востока, в том числе и Приморья, прошли совещания, на которых чиновники, представители антимонопольной службы, Дальневосточной железной дороги, нефтяных компаний и коммерсанты обсуждали меры, которые бы позволили удержать цены на социально значимый продукт в разумных пределах. Владельцы независимых АЗС не отрицают самого факта совещания заинтересованных сторон, но о чем договорились власти и нефтяные магнаты, не сообщается. «Для урегулирования ситуации на рынке автомобильного топлива будут приняты конкретные меры», – так прокомментировал ситуацию представитель антимонопольной службы.

Автор: Александр КАРАСЕВ