Окно в Азию для России

От смеха без причины недалеко до насмехательства

27 янв. 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №691 от 27 янв. 2011
От смеха без причины недалеко до насмехательстваЧуть больше года остается до того момента, когда во Владивостоке начнет работу саммит АТЭС. Чуть больше года дается нашему городу не только на завершение строек и приведение себя в порядок, но и на формирование положительного имиджа. И в этом смысле как не вспомнить самый большой «имиджевый» скандал года ушедшего – с юмористом Михаилом Задорновым. О том, нанесли ли слова Задорнова ущерб имиджу Владивостока, рассуждает Ольга Кравченко, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Владивостокского института международных отношений. Не потому, что урон, нанесенный заявлением Задорнова, столь велик, а потому, что здесь есть о чем подумать:- Михаилу Николаевичу, когда он еще только выступил со своей репризой, сразу нужно было задать вопрос «зачем?», а не объяснять всевозможные «потому что». «Потому что» всегда предполагает некую униженность, попытку оправдаться. А вот на вопрос «зачем?» Михаилу Николаевичу пришлось бы отвечать самому, и не думаю, что он нашел бы слова. На наших попытках оправдаться он выстроил себе целую пиар-компанию.Повлияло ли мнение Задорнова на имидж города в глазах владивостокцев и в глазах жителей России? Думаю, да. Ведь его слова в силу своей провокационности и того, что многие СМИ за них ухватились, тиражировались очень плотно. И хотели ли мы обращать на его высказывание внимание или нет, оно сделало свое дело. Подобные высказывания я считаю – с точки зрения использования сатиры как инструмента социокультурного проектирования – недопустимыми, непрофессиональными. Сатира – инструмент выявления недостатков и поиска путей их преодоления. А здесь мы видим понижающее имиджевое позиционирование, причем очень неактуальное. Высказывание Задорнова было нетактично, поскольку в буквальном смысле стреляли из пушек по воробьям. Небольшой город на самом востоке России вдруг оказался под прицелом федерального телеканала, предоставившего Задорнову свою площадку, свой эфир и не вырезавшего эту реплику из программы. Кроме того, мощнейшее орудие перестройки общества оказалось направлено против женщин – уже в который раз.Бестактным это заявление было и потому, что все, что за рамками дресс-кода, дело вкуса. И когда нам говорят, что в Америке девушек в таком наряде выгнали бы на улицу, я хочу сказать, что в США такие высказывания никогда не появились бы в эфире, потому что телеканалы там заботятся о своей репутации и своем финансовом благополучии. А уж в том, что канал бы поплатился за трансляцию попытки внешнего воздействия на территорию личности, можно не сомневаться. Мы же пока еще слабо защищаем свою личную территорию от подобных терактов, поэтому и проскакивают такие за-явления в эфире.Уверена, что заявление Задорнова – серьезный его просчет. Негативные высказывания никогда не воспринимаются позитивно и никогда не улучшают восприятие человека, их произносящего. Вспомните, как тактичен и воспитан был Александр Васильев, когда его спросили о заявлении Задорнова. Он не только не позволил себе оценочных суждений, он сделал одно очень важное заявление. Он сказал: Владивосток – азиатская часть евразийской страны (а грех забывать о том, что Россия – евразийская страна, тем более в городе, в котором готовится саммит АТЭС), и не нужно этого стесняться, не нужно подстраивать себя под Европу, нужно гордиться и продвигать свои тенденции.Кроме того, высказывание Задорнова и вся последующая полемика, им устроенная, непатриотичны. Сегодня России стараются напомнить, что это единая страна. И когда возникают противопоставления небольшого и «провинциального» города столице, якобы особо ценностной территории, где все иначе, думаю, это неактуально и непатриотично. Противопоставление территориальное внутри страны – это не самое лучшее, что может сделать публичный человек.Кстати, в интервью «Собеседнику», говоря о скандале и уходя от острой темы, в которой он себя не очень уверенно чувствует, Михаил Задорнов опять позволил себе оценочные характеристики, назвав Владивосток городом торгашеского креатива. И это опять имиджевая характеристика, которая оказывает влияние в первую очередь на мнение о Владивостоке тех людей, которые живут в центре страны и никогда не жили так географически удаленно от центра. Ведь эту точку зрения высказывает эксперт-сатирик, мелькающий на экране. Я думаю, что те, кто выходит в большой эфир, должны быть более ответственны в своих суждениях. Есть такое понятие, как «информационная этика», и ее нужно соблюдать.Мои студенты получили возможность – я им предложила – в свободной форме высказаться по поводу ситуации с Задорновым. Так вот практически у всех прозвучала обида, как у девочек, так и у мальчиков. Почти все говорили примерно следующее: обидно, что про Владивосток – вот так. Узко и оценочно, и только негативно. Потому что у ребят наконец-то появилась вера: мы другие. К 2010 году люди стали думать о себе лучше, поверили в то, что Владивосток – форпост, что мы важны России, что мы – окно в Азию для огромной страны.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ.