Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Безопасность

За кадром

Чехи считают Россию территорией коммунизма, а первым лицом нашего государства - премьера Владимира Путина
Чехи считают Россию территорией коммунизма, а первым лицом нашего государства - премьера Владимира Путина В декабре во Владивостоке работала киногруппа Государственного чешского телевидения из города Брно в составе режиссера Филиппа Ремунды, звукорежиссера Давида Наги, оператора Якоба Галоусека, актера и главного героя фильма Ярослава Тржиски. Чехи снимали финальную часть полнометражной документальной ленты с рабочим названием «По следам чешского легионера Йозефа Тришки» – историю о путешествии по России внука чешского легионера, волею судеб оказавшегося во Владивостоке в 1919 году. С чешскими телевизионщиками работал корреспондент «МК во Владивостоке». Что осталось «за кадром» телепроекта? От дневника до мечты До Владивостока чехи снимали в Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Чите, Краснокаменске и Хабаровске. То есть там, где в годы Гражданской войны воевал против большевиков 80-тысячный «чешский легион», сформированный еще в 1916 году правительством царской России из пленных и перебежчиков чехов и словаков. Чешских легионеров намеревались направить воевать против Австрии, но грянула Февральская революция, и чехи остались не у дел. Правители Антанты предложили эвакуировать легионеров на французский фронт через Владивосток, но cоветское правительство предложило иной, более короткий путь эвакуации – Северным морем, через Архангельск и Мурманск. Чехи выбрали вариант Антанты, в итоге их эшелоны растянулись от Пензы до Владивостока. Среди чешских легионеров был и Йозеф Тришка, родной дед 73-летнего Ярослава Тржиска, бывшего учителя из маленькой чешской деревни Очихов с населением не более 400 человек. Йозефу Тришке повезло, он не остался лежать с пулей в голове где-нибудь на просторах Забайкалья, Сибири или на Морском кладбище Владивостока, как многие его соотечественники. В апреле 1920 года Тришка бежал из Владивостока в США на пароходе «Титан» с 1500 чешскими легионерами на борту. Вернувшись на родину, он записал свои воспоминания о пребывании в России в школьную тетрадь. Спустя много лет эти записи прочитал его внук Ярослав и загорелся идеей поехать в Россию и посетить места, где когда-то воевал его дед. Прошли годы, и мечта бывшего учителя стала явью… Губит людей не пиво До Приморья у чешской киногруппы все шло по накатанной. Но во Владивостоке проект «По следам чешского легионера Йозефа Тришки» едва не потерпел фиаско. Некий Женя, с которым чехи заранее связались и который обещал им помощь в организации съемок выступления духового оркестра на палубе корабля-музея «Красный вымпел», а также встречу с представителями местных властей, фактически ничего не сделал. Его мобильник не отвечал на звонки. А по сценарию это были ключевые моменты финальной части фильма. Режиссер Филипп Ремунда был в панике, без этих кадров на картине можно было ставить крест. Ремунда, прекрасно говорящий по-русски, назвал этого необязательного человека словом, которое у россиян с недавних пор ассоциируется с популярным сортом чешского пива. Чехам помог случай. Не станем расписывать, как все срослось, но им удалось-таки снять оркестр духовых инструментов под руководством маэстро Константина Селиванова, исполняющий битловский хит Yellow Submarine на верхней палубе «Красного вымпела». Во время съемки к кораблю-музею подгребли трое подвыпивших мужичков, привлеченные звуками музыки и суетой людей возле кинокамеры. - Какая фирма снимает? - поинтересовался один из них у Филиппа. - Прага, - ответил режиссер Ремунда. - А-а-а… Прага. А это где? – переспросил любопытный. - Это Варшава, - сказал один из его друзей. - Не-е, это в Чехии, - поправил его третий, видимо, самый просвещенный. - Пиво чешское классное, - подвели черту под разговором мужики и пошли восвояси. Также состоялась встреча киногруппы с начальником управления культуры администрации Владивостока Анжеликой Кухаревой. Режиссер Ремунда был доволен: программа пребывания в России выполнена полностью. Теперь можно было возвращаться домой. Но жизнь внесла свою корректировку в планы чехов. Из-за непогоды аэропорт Владивосток закрыли на три дня, и у чехов появилась неожиданная возможность снять на Морском кладбище могилы чешских легионеров, погибших в ходе иностранной интервенции в 1919-1920 годах. Для киногруппы это был настоящий подарок: приехать почти на край света, за 12 тысяч километров от родной деревни героя фильма, и увидеть прекрасно сохранившиеся каменные надгробия с чешскими фамилиями. - Надо же, и почему эти памятники сохранились? Почему их не уничтожили в советское время? - удивлялся режиссер Ремунда, обходя чешский участок Морского кладбища. Чехи думали, что в Советском Союзе предавалось забвению все, что связано с белым движением и контрреволюцией. Но более всего на чехов произвели впечатление огромные памятники из черного мрамора с увековеченными на них изображениями «хозяев» могил в полный рост на мемориальной части Морского кладбища. Оказалось, что в Чехии на погостах не ставят монументы таких огромных размеров. - Это нескромно. Наверное, это были очень известные люди? – спросил режиссер Ремунда. - Конечно, известные, - ответил я, - в определенных кругах. И рассказал чехам несколько криминальных историй из недавнего прошлого Владивостока. После чего чехи воодушевились и сняли променад Ярослава Тржиски возле надгробий из черного мрамора. Пообещав, что эти кадры непременно попадут в фильм. Это сладкое слово «свобода» За три дня общения с чехами режиссер Филипп Ремунда и его друзья много рассказывали о современной Чехии. Постоянно подчеркивая, что теперь это свободное государство, а чехи – свободные граждане. Я признал, что о жизни Чехии после распада Советского Союза россиянам мало что известно. Если раньше в магазинах продавались книги на чешском языке, пластинки с записями артистов из ЧССР, в кинотеатрах крутили чешские фильмы, то сейчас ничего этого нет. Аналогичная ситуация с современными артефактами российской культуры и в нынешней Чехии. По словам Филиппа Ремунды, в Чехии также нет книг современных российских писателей, на кино и ТВ-экранах нет российских кинофильмов, по радио не гоняют русские песни, как в былые времена. - У нас знают Солженицына, Пелевина, Сорокина и все. Еще мы знаем, что «наши» поддерживают премьера Путина, что у вас есть Жириновский, ЛДПР и хор имени Александрова, - признались чехи. Ремунда рассказал, как однажды он попытался снять хор имени Александрова, когда тот гастролировал в Праге. Но не сложилось: руководитель хора запросил большую сумму за съемку. - Зато у нас культура Америки представлена в полном объеме. И культура Европы тоже, - гордо заявляли свободолюбивые чехи, называя Михаила Горбачева «героем Европы». Они считают, что, если бы не Горбачев и не его перестройка, «Чехия до сих пор бы жила под брежневской системой». - Мы очень рады, что сейчас мы свободны. Мы не хотим, чтобы нами руководила Москва. А люди в России этого не понимают. Они думают, что нас до сих пор объединяет «славянское братство», что нам с Россией было очень хорошо, что нам нравился культурный и экономический обмен между нашими странами. Но это не так. Мы хотели поехать в Америку, в Англию, это было нормально. Но во времена Советского Союза мы этого не могли сделать, - говорит Филипп Ремунда. - У нас при Брежневе поездки в Чехословакию, в Болгарию были наградой за доблестный труд, - поддакнул я режиссеру. - Но мы не хотели этой награды! Мы хотели нормальной жизни, как все остальные граждане Европы. Мы хотели, чтобы Чешскую республику воспринимали как европейское государство, а мы были в так называемом Восточном блоке. Мы были частью соцлагеря, где Советский Союз – главный хозяин. Что нам говорили в Москве, то мы и должны были делать. Но мы не хотели жить под Большим братом. Нам это не нравилось. Сейчас у вас президент страны Медведев, но все знают, что лидер не он, а ваш премьер. И в вашей стране до сих пор правят коммунистические законы, а не демократия, - уверен Рамунда. В свою очередь, Ярослав Тржиска сказал, что в социалистической Чехословакии детям со школьной скамьи внушали, что в мире буквально все изобретено русскими инженерами, например, лампу накаливания изобрел Яблочков, а не англичанин Деларю, радио – Попов, а не итальянец Маркони и так далее. Бывший педагог признал, что отсюда у чехов русофобия, нелюбовь ко всему русскому. На что я ответил, что чем меньше государство, тем больше у него амбиций. Филипп перевел, чехи засмеялись. Пражская весна Документальный фильм «По следам чехословацкого легионера Йозефа Тришки» покажут на чешском телевидении весной 2011 года. Пока не предполагается, что он будет дублирован на русский язык или выйдет с русскими титрами. Но, как уверил режиссер Ремунда, диск с его копией он непременно вышлет во Владивосток, чтобы картину показали по местным ТВ-каналам.

Автор : Сергей КОЖИН.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Уходит полосатый год

Тигр в представлении человека – реальность и мифы

Гара с нами!

Александр Тихоновецкий снова в «Луче»

Последние номера