Веселые картинки

Степень свободы прессы измеряется остротой политических карикатур

9 дек. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №685 от 9 дек. 2010
Степень свободы прессы измеряется остротой политических карикатурНа минувшей неделе Владивосток посетил Дэрил Кэйгл – основатель и руководитель крупнейшего американского синдиката художников-карикатуристов Cagle Cartoons. Один из асов политической карикатуры США провел мастер-классы для владивостокских студентов, а также пообщался с корреспондентами «МК во Владивостоке».Как становятся карикатуристамиПо собственному признанию, прежде чем стать карикатуристом, Дэрил Кэйгл чем только не занимался - рисовал журнальные обложки и комиксы, рекламные блоки, упаковку для товаров, работал над куклами из знаменитого на весь мир шоу «Улица Сезам». Мастер признается, что никогда и не думал, что начнет рисовать политические карикатуры. Шаржи на американских и мировых политиков он стал рисовать уже в зрелом возрасте, что достаточно нетипично для США. Начав однажды, теперь он вряд ли когда остановится.- Я считаю политическую карикатуру самым веселым и интересным видом карикатуры, - говорит Дэрил. – Я рисую то, что хочу, и мое мнение, выраженное в карикатуре, оказывает влияние на других людей. Моя работа кажется мне самой лучшей на свете! По признанию Дэрила, карикатуры для него являются одновременно и работой, и хобби. Сегодня Дэрил Кэйгл возглавляет им же созданный синдикат Cagle Cartoons, в который входят карикатуристы практически из всех регионов планеты (правда, россиян среди них пока нет, о чем Дэрил очень сожалеет. – Прим. автора). Офис Cagle Cartoons находится в хорошо известном россиянам калифорнийском городке Санта-Барбара.В базе данных Cagle Cartoons - десятки тысяч карикатур, однако редакторы газет могут скачивать строго определенное количество рисунков. Подписчиками синдиката являются 850 американских изданий - в том числе ведущие общенациональные газеты, такие как USA Today или Washington Post. Каждая газета получает доступ к сайту синдиката за плату. Правда, за карикатуры СМИ в США платят не очень много, сетует Дэрил, поэтому, собственно, художники и создают объединения.На злобу дня- Основные темы не так уж сильно меняются со временем. Вот уже много лет мы делаем карикатуры по поводу высоких цен на бензин, - отмечает Дэрил Кэйгл. – Есть и много других вечных тем. Я должен писать карикатуры на главные темы новостей – это именно то, чего ждут от меня редакторы газет.Однако доминирующей в рисунках Кэйгла и Ко все-таки остается политическая тематика. Отношения республиканцев и демократов в США, ситуация на Ближнем Востоке, противостояние двух Корей, «валютные войны» между долларом и юанем, российско-американские переговоры о разоружении – вот далеко не полный перечень тем, которые захватывают воображение Дэрила и его товарищей. При этом им необходимо решать сразу две задачи – создавать смешное произведение и при этом никого не оскорбить. Как говорит Дэрил, карикатура не должна быть слишком оскорбительной, иначе ее просто не напечатают.Впрочем, карикатура, как и любой другой вид искусства, вызывает как положительную, так и отрицательную реакцию. Так, после публикации одной из карикатур на тему борьбы с наркобаронами в Мексике в этой стране разразился громкий скандал, на который отреагировал даже президент этой страны.В самих США случаи, когда политики и компании подают в суд за не понравившуюся им карикатуру, крайне редки. Как метко выразился Дэрил Кэйгл, человек, решивший стать политической фигурой, отказывается от своего права не быть оскорбленным в прессе. А карикатурсты при всей своей политизированности не имеют права участвовать в предвыборной кампании какого-либо политика или принимать подарки за карикатуры.Дэрил Кэйгл подтвердил стереотип большинства россиян о том, что экс-президент США Джордж Буш-младший является постоянным поставщиком сюжетов для карикатур. Однако «ренессанс» американской политической карикатуры начался немного раньше, после нашумевшей «истории любви» Билла Клинтона и Моники Левински. Кстати, губернатору Калифорнии Арнольду Шварценеггеру, пребывающему на своем посту последние недели, от карикатуристов Кэйгла досталось по полной: на одном из недавних рисунков уходящий Терминатор изображен в качестве охотника, застрелившего медведя (медведь является символом штата Калифорния. – Прим. автора). - Мне кажется, что степень свободы прессы в любой стране измеряется именно карикатурами. Достаточно посмотреть, как карикатуристы изображают политических лидеров и изображают ли их вообще, - считает Дэрил Кэйгл.Кстати, в ходе беседы Дэрил Кэйгл ознакомился с политическими карикатурами штатного иллюстратора «Московского комсомольца» Алексея Меринова. Американец признал наши «веселые картинки» достаточно острыми, а их сюжеты – находящимися на грани фола. А значит, в России свобода прессы пока есть, и если о чем-то нельзя написать, это что-то можно, по крайне, мере нарисовать.

Автор: Александр САЛКОВ.