Ситуация в премодерации

Цензуры в Приморском крае нет?

9 дек. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №685 от 9 дек. 2010
Цензуры в Приморском крае нет?В преддверии Дня юриста вице-губернатор Приморского края Александр Шемелев принял участие в приуроченной к этому празднику пресс-конференции. Однако разговор о праве плавно перешел в диалог о политике - пользуясь случаем, корреспондент «МК во Владивостоке» выяснил точку зрения главного внутриполитического стратега Приморья по наиболее актуальным вопросам. Ответы Александра Юрьевича были предельно откровенными. - Для страны по-прежнему актуальна проблема распространения экстремистских идей. Как правило, они распространяются посредством Интернета - там сложнее установить, кому принадлежит то или иное высказывание. Какой путь борьбы с экстремизмом в сети видится вам более перспективным – законодательные ограничения на распространение информации либо ведение контрпропаганды посредством блогов, твиттера и т.п., в том числе специально нанятыми для этого людьми?- Считаю, что действующее законодательство является достаточным для того, чтобы предупреждать проявления экстремизма и привлекать к ответственности тех, кто все же допустил такие высказывания. Кроме того, в Приморье существует программа противодействия экстремизму. Вполне возможно, что с учетом мыслей, которые прозвучали в вашем вопросе, ее можно подкорректировать с точки зрения пропаганды, которую можно вести как традиционными методами, так и методами более «модернизированными».Что касается меры ответственности СМИ за экстремистские призывы, то она определена законом. Есть понятная позиция контролирующих органов по этому вопросу, выраженная в их решениях; есть постановления пленума Верховного суда… В общем, у руководителей СМИ, которые не хотят щекотать себе нервы, заигрывая с госорганами, простор для правильных и понятных решений есть. Еще более деятельные руководители нашли выход из этой ситуации в премодерации интернет-форумов, хотя некоторые считают, что это… - Цензура?- Не перебивайте. Некоторые считают, что это прошлый век – ведь преимущества Интернета заключаются именно в скорости распространения информации и ее полноте. Премодерация, если она направлена на исключение собственной ответственности, и впрямь выглядит несколько несовременной мерой. А отдельные СМИ пользуются выходом на юридически не связанные с ними интернет-форумы, и здесь у них бесконечное множество возможностей как для того, чтобы обойти закон, так и для того, чтобы его с толком исполнять.Поэтому многое зависит от личной позиции руководителя СМИ. О цензуре здесь я бы не говорил - скорее, есть внутренняя цензура, которая преобладает в действиях любого руководителя. И я не думаю, что ограничения такого плана влияют на свободу слова. Любая конституционная свобода в определенных случаях может быть ограничена, если это должным образом прописано в законах.- А кто определяет, где проходит грань между жесткой критикой власти и высказыванием экстремистских идей? Например, на страницах СМИ или на митинге?- Для этого есть органы Минюста, прокуратуры, ФСБ. Когда какой-либо материал подпадает под действие закона об экстремистской деятельности, принимаются соответствующие решения. Да и участники политической деятельности понимают, что подобная деятельность осуществляется под собственный риск и собственную ответственность.Поэтому акцент стоит делать не на том, кто определяет, а на правовой культуре политиков. Какую бы цель ни преследовал участник политической деятельности, он должен понимать, что об одних вещах можно говорить в курилке один на один, а на митинге или в СМИ должна быть определенная самоцензура. Добавлю, что законодательство РФ в этой сфере еще достаточно гуманно.- Через год Приморью предстоят выборы депутатов Законодательного Собрания и Государственной думы. Считаете ли вы действующее избирательное законодательство, в том числе Избирательный кодекс Приморского края, полностью удовлетворяющим требованиям времени? Или необходимо внесение в него поправок с целью сделать этот документ более современным?- С одной стороны, предела совершенству нет. С другой стороны, все новации, которые были инициированы в посланиях президента в 2008 и 2009 годах, уже реализованы в нашем краевом законодательстве. Причем это касается не только законодательства о выборах, но и законов, уравнивающих права и возможности политических партий в части их публичной активности, освещения деятельности в СМИ. Добавлю, что нынешним летом некоторые из тех, кто участвовал в весенних выборах, попытались оспорить их результаты в Конституционном суде. Однако КС не нашел оснований для принятия этих жалоб к рассмотрению. Это лишний раз доказывает, что наше избирательное законодательство является адекватным времени и Конституции. Имеющаяся правовая база позволяет проводить выборы хоть завтра. Но мы рассчитываем, что у нас все будет идти в плановом режиме и выборы состоятся 4 декабря 2011 года. Предварительно должна быть утверждена схема избирательных округов, хотя вполне может быть использована и нынешняя. Каких-либо радикальных изменений в избирательной системе Приморья не планируется. Считаю плюсом, что выборы Законодательного Собрания будут проводиться одновременно с выборами в Госдуму. «Больших» муниципальных выборов не предвидится – переизбираться будут три-четыре мэра. Вместе с тем сейчас заканчиваются сроки работы территориальных избиркомов, работающих в городах и районах Приморского края. Думаю, что их состав тоже кардинально не изменится. Костяк этой системы, сформировавшийся еще во времена Сергея Князева, сохранится, а нынешний председатель крайизбиркома Татьяна Гладких подтвердит свои полномочия. Единственное возможное нововведение – приближение партийных списков кандидатов «к земле» путем их деления на территориальные группы. То есть партия выдвигает кандидатов не единым списком в 20-30 человек на регион, а группами в привязке к одному или нескольким одномандатным округам. Поэтому жители Приморского края смогут реализовать свои избирательные права – как пассивные, так и активные. Хотите вы баллотироваться – баллотируйтесь.- В последнее время во многих крупных городах России помимо выборной должности главы администрации вводится должность сити-менеджера, нанимаемого по контракту. Каково ваше отношение к этой тенденции?- Законодательством предусмотрено несколько форм реализации муниципальной власти, в том числе и разделение полномочий между главой администрации и сити-менеджером. Решение о той или иной форме принимают депутаты на местах, внося или не внося изменения в устав. Но практика показывает, что эффективность системы в любом случае зависит от конкретных людей. Чем ближе к земле, тем меньше политики. Так что если на местах принимается решение о переходе к другой форме власти, наверное, оно обоснованно. И пять или шесть территорий в нашем крае живут по такой схеме. Политическое руководство Приморского края в этом плане не оказывает на муниципалитеты никакого давления. Поэтому я не буду квалифицировать ту или иную систему как более эффективную. Мое личное мнение заключается в том, что очень многое зависит от подготовки каждого отдельного руководителя.

Автор: Александр САЛКОВ.