Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Лаборатория факта

Высоко сижу, пешком хожу

Такая благодать снизойдет на жителей края благодаря введению общероссийского техрегламента «О безопасности лифтов», который вступил в силу 14 октября 2010 года. По этому документу лифты старше 25 лет будут запрещены к эксплуатации. По оценке специалистов, таких в крае - более 70 процентов. А если у собственников случайно не найдется миллиона-другого на замену подъемника, ничего не попишешь – пилите, Шура, пилите. Пешком на десятый этаж. Или какой там у вас?.. Удивительно, как у нас могут перевернуть с ног на голову любую положительную инициативу. Казалось бы, техрегламент – такая нужная вещь. Ведь ранее все, что касалось эксплуатации подъемников, определялось «Правилами устройства безопасной эксплуатации лифтов» - документом, разработанным Ростехнадзором и периодически переиздававшимся. Сейчас же чиновники поработали на совесть – полностью переработали нормативную базу, разработали аж 14 новых ГОСТов (и это еще не предел). Там указаны все параметры, предъявляемые к лифтам с учетом новых требований. Прогресс на дворе, лифты повсеместно электронные, «умные» - не совершают холостых пробегов, не срабатывают при перегрузке, бесшумно трогаются с места и так же плавно прибывают… Цивилизация как-никак. Потому и лифты должны стать более «человечными». Наконец-то инвалидам будет удобно перемещаться между этажами – ширина проема станет приемлемой для проезда коляски, появятся поручни. И даже панель приказов, ранее удобно расположенная только для взрослого человека, теперь подстроится и под ребенка. Кроме того, новый стандарт обязывает лифт стать пожаробезопасным и вандалоустойчивым. Раньше как было: кабина изготавливалась из ДСП и сверху покрывалась пластиком. Горело это все на «отлично». Поэтому сейчас лифты делают из пожаростойких материалов, чтобы они могли выдерживать высокую температуру, не деформируясь, в течение минимум трех часов. Кстати, при отключении питания в подъемнике должно работать аварийное освещение. Разве ж все это плохо? Вопрос риторический. Но есть серьезные уточнения: принятый ранее срок эксплуатации лифта (25 лет) стал обязательным. Ежели ваш подъемник старше - органы по сертификации оценят, соответствует ли он требованиям технического регламента. (Лифты ввода в работу до 1982 года должны пройти экспертизу в течение пяти лет, после – в течение семи лет). После этого владелец получает рекомендацию – модернизировать лифт или заменить на новый. К слову, владельцы у нас сейчас - почти повсеместно собственники жилья. А для того чтобы заменить лифт в типовой 9-этажке, в среднем потребуется от миллиона до миллиона 200 тысяч – вместе с транспортировкой, демонтажом и монтажом. Модернизация – тоже не слишком простой выход. Она дешевле замены лишь на треть, при этом документы остаются старые, что обязывает проверять устройство на соответствие техрегламенту раз в пять лет. К тому же нет гарантии, что через десяток-другой лет металлоконструкция, которой не коснулось обновление, не сгниет напрочь. Кроме того, модернизация – выход не для всех. К лифтам, установленным до 1990 года, применять ее экономически нецелесообразно - обновлять там попросту нечего. С более «молодыми» устройствами дело обстоит получше. Кстати, обновление новых моделей можно производить поэтапно. Лифт состоит из трех основных элементов: лебедки, станции управления и кабины. Для начала можно заменить лебедку, а на следующий год - подкопить денег и установить станцию управления. Видно, что снова хотели как лучше, а получилось как всегда. В стране ежегодно нужно менять около 75 тысяч лифтов, по самым скромным подсчетам, на это потребуются триллионы денег! К тому же дело не только в них. В России существуют всего пять заводов по производству лифтов, из них два работают только на сборке. Поэтому правительство разрешило иностранным компаниям поставлять свою сертифицированную продукцию. Но цена на нее значительно выше отечественной. Не хватает и квалифицированных кадров. - Ни одно учебное заведение Приморья не выпускает специалистов по лифтовому направлению, - поясняет Алексей Журавель, почетный работник ЖКХ России, директор ООО «Инженерный центр технической безопасности и диагностики «Лифтнадзор». - Когда нам требовались сотрудники, на базе бывшего Дальлифтремонта мы набирали по объявлению людей, читали им лекции, давали практику – в общем, обучали и принимали экзамены. Из 20 человек оставалось только три. Работа механика сложная, тяжелая и ответственная. Тем более сейчас, когда лифты становятся электронными, специалист должен иметь образование механика-электронщика. По словам специалиста, сейчас в Приморье установлено примерно 4600 лифтов. Половина из них работает более четверти века. Например, активное строительство Владивостока пришлось на 70-е – начало 80-х годов, тогда в год вводилось в эксплуатацию до 300 лифтов. Теперь каждый год эти самые 200–300 лифтов будут перешагивать 25-летний рубеж. А так как деньгам на замену лифта взяться неоткуда (разве что обязать управляющие компании специальным краевым законом или постановлением, что, скорее всего, нереально), придется ходить пешком. И мамашкам с детьми наперевес, и пенсионерам на дрожащих ногах. Непонятно, как быть медицинским учреждениям, особенно муниципальным. За примерами далеко ходить не надо. В краевой столице с этим куча проблем, про отдаленные районы и говорить нечего. В больнице поселка Кировского стоят лифты производства Венгрии - сейчас уже завода такого нет. В селе Хороль то же самое – в тамошнем учреждении лифт 1966 года. Ясное дело, что замена подъемника – это последнее, на что руководство больницы сочтет нужным тратить выделяемые средства. Ну а по отношению к немощным старикам и инвалидам, которые могут передвигаться только на лифте, решение правительства выглядит истерикой подростка-максималиста. Мол, если уж лифт, то чтобы оборудован по всем стандартам, а нет – так никакого не надо.

Автор : Ольга СИРОТКИНА.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Не дождетесь!

10 ноября – последний День милиции. Что происходит на сыскном фронте по пути в полицию?

Последние номера