Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Только факты

Рыбные дни

Кто построит новый рыбодобывающий флот Приморья?
Кто построит новый рыбодобывающий флот Приморья? Состоявшийся на неделе пятый Международный конгресс рыбаков можно по праву назвать конгрессом обещаний «на перспективу». Губернатор края Сергей Дарькин пообещал рыбопереработчикам государственную поддержку из краевого бюджета, а глава Росрыболовства Андрей Крайний отметил, что эта поддержка оказывается уже не первый год, вот только желающих ею воспользоваться, как это ни парадоксально, не всегда хватает. Бери – не хочу - С 2011 года мы решили максимально упростить процедуру оказания финансовой поддержки предприятий ыбоперерабатывающего комплекса, - заявил губернатор Приморья Сергей Дарькин в самом начале форума. - Рыбопереработчики будут дотироваться из краевого бюджета из расчета на каждый килограмм выпускаемой продукции. По расчетам губернатора, намеченные меры позволят к 2013 году увеличить объем производства рыбопродукции в 2,6 раза по сравнению с 2009 годом. Это позволит оставлять на российской территории для дальнейшей переработки свыше 100 тысяч тонн мороженой рыбы в год, идущей сегодня на экспорт. Еще одна важная инициатива руководства края – создание стимулов для предприятий, чтобы те строили рыбацкие суда на верфях ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), возводящихся сейчас на территории края. По словам Сергея Дарькина, массовое строительство рыбодобывающего флота должно начаться уже в следующем году, и вроде бы есть и потенциальные инвесторы, готовые дотировать строительство. Рыбаки размещать заказы на родине в принципе не против, вот только торжеству патриотизма мешают объективные причины… - Судостроительные заводы Приморья не имеют опыта строительства крупнотоннажных рыболовецких судов. Они могут построить лишь корпус, а всю «начинку» придется заказывать за рубежом, - уверен президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов. – К тому же срок постройки первого в серии судна, предлагаемый местными верфями, составляет 36 месяцев. А за рубежом построить судно можно в два раза быстрее! Кроме того, для начала строительства судов необходимы проекты. Сейчас у АРПП есть три проекта судов, лицензию на строительство которых нужно купить в Норвегии. Стоимость одного проекта составляет около 2 миллионов евро, а это для местных предприятий немалые деньги. А вот представители власти считают, что развитие отрасли во многом тормозит безынициативность самих рыбаков. В частности, губернатор Сергей Дарькин посетовал на практически полное отсутствие собственных инноваций в сфере рыбопереработки. Как подчеркнул глава региона, рыбопромышленники обязаны не только ждать помощи от государства, но и сами инвестировать собственные средства в развитие предприятий. - Правительство готово предоставить рыбодобывающим компаниям субсидии и специализированные кредиты, но предприятиям лень заниматься документами на их получение, - считает глава Росрыболовства Андрей Крайний. - В 2009 году с просьбой о рефинансировании обратились всего 15 предприятий, и десять эту поддержку получили. У нас сложился некий миф об отсутствии государственной помощи, с которым многим рыбакам просто удобно сегодня жить. Между тем Минпромторг недоумевает, почему до сих пор нет списка рыбохозяйственных предприятий, которым нужны 4 миллиарда рублей, выделенные в этом году на поддержку развития. Впрочем, мнение насчет того, откуда рыбодобытчикам брать деньги на развитие производства и как тратить эти деньги, не было единым. - Рыбакам выгоднее экспортировать рыбу, потому что заграничные покупатели заранее перечисляют деньги. Получая средства перед путиной, рыбаки покупают топливо, бункеруют суда, погашают возможные долги, - полагает завкафедрой промышленного рыболовства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Виктор Чернецов. - Похожая система существовала в Советском Союзе, а сейчас эту функцию выполняют крупные зарубежные фирмы, заранее скупающие будущий улов. Но в России рыбак сейчас голый, босой и вечно с протянутой рукой. Ему сначала надо денег дать, чтобы он рыбу поймал, а потом уже предлагать эту рыбу перерабатывать. В качестве примера эффективного стимулирования рыбопереработки Чернецов привел Южную Корею, где государство дает рыбацким предприятиям суда и они рассчитываются за них рыбой по фиксированным ценам. Чтобы получить дополнительную прибыль, предприятия начинают перерабатывать рыбу. Модернизация или смерть - Пора задуматься, как модернизироваться и развиваться эффективнее, потому что по-другому не выжить, – обратился к участникам конгресса Андрей Крайний. – Консолидация в отрасли уже началась, и Росрыболовство будет всемерно помогать этим процессам укрупнения предприятий: я не верю в компании, которые занимаются промышленным рыболовством с одним пароходом или единственным неводом. Рыболовство, тем более в Мировом океане, – это дело крупных игроков, которые готовы инвестировать. И я глубоко убежден, что даже без помощи государства более эффективные игроки начнут поглощать менее эффективных, и рыбное хозяйство в итоге пойдет по тому же пути консолидации, что и другие отрасли. - Абсолютно очевидно, что основы стабильного развития отрасли пока очень хрупкие, а возможные сценарии будущего развития могут быть очень мрачными, – подытожил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – Должна быть разработана и реализована концепция строительства рыболовного флота в РФ, учитывающая специфику его производственной деятельности и финансовой окупаемости. На этих принципах развитие рыболовного бизнеса будет происходить экономически вменяемым образом, а результаты достигнутого окажутся прочными и не разрушатся при изменении государственной политики или резких перепадах рынка. В общем, очередной «рыбный» конгресс вряд ли можно считать прорывным. Четкого ответа на главные вопросы, кто должен строить флот и модернизировать производство, участники форума так и не получили. Но будем верить, что ясность в этом вопросе появится раньше, чем последние корабли еще советской постройки будут списаны в утиль – иначе рыба для жителей морского края может стать деликатесом.

Автор : Татьяна НИКОЛАЕВА

В этом номере:
Крепче за баранку держись, курсант!

ГИБДД Приморья обвиняет автошколы в низком качестве преподавания

Рыбные дни

Кто построит новый рыбодобывающий флот Приморья?

Последние номера