Крепче за баранку держись, курсант!

ГИБДД Приморья обвиняет автошколы в низком качестве преподавания

16 сент. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №673 от 16 сент. 2010
ГИБДД Приморья обвиняет автошколы в низком качестве преподаванияПо данным УГИБДД УВД по ПК, за 7 месяцев 2010 года на территории Приморского края по сравнению с аналогичным периодом 2009 года произошло 1993 (2157) учетных дорожно-транспортных происшествия (ДТП), в которых 215 (227) человек погибли, 2605 (2807) человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. По мнению представителей госавтоинспекции, одна из причин большого количества ДТП - плохая подготовка водителей в автошколах. Модернизацией не заморачиваются По последним данным госавтоинспекции, сегодня во Владивостоке и Артемовском городском округе существуют 35 лицензированных учебных организаций, обучающих кандидатов в водители на право управления транспортными средствами различных категорий. У большей части автошкол достаточно длительный «стаж» работы на рынке образовательных услуг. И в то же время, по словам и.о. начальника межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УВД по ПК майора милиции Андрея Бабкина, особыми заслугами в области совершенствования материально-технического оснащения, а также улучшения качества подготовки будущих водителей ни одна организация не отличается.- Материально-техническая база многих автошкол сегодня находится в плачевном состоянии, оснащенность методическими пособиями остается на низком уровне. Есть автошколы, где используются устаревшее оборудование, пожелтевшие информационные плакаты и стенды, учебные транспортные средства 90-х и даже 80-х годов выпуска! – возмущается Андрей Бабкин. И его негодование понятно. Распоряжением правительства РФ от 15 июля 2010 года № 1174-р автошколам рекомендовано внедрение аппаратно-программных комплексов для приема теоретических экзаменов, а также комплексов аудио-видеонаблюдения для приема практической части экзамена. Эта умная техника по замыслу ее разработчиков должна повысить качество и доступность предоставления государственных услуг и оптимизации государственных функций, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений. На деле практически все автошколы Владивостока и Артемовского ГО игнорируют этот правительственный документ, не заморачиваясь на приобретении новых тренажеров и компьютеров. Отсюда, по мнению госавтоинспекции, низкое качество подготовки будущих водителей, а также рост ДТП на дорогах края. Так, по состоянию на 18 июля 2010 года аварийность с участием водителей с нулевым стажем (то есть севших за руль авто сразу после окончания автошколы, когда, казалось бы, все знания и навыки свежи), составляет 462 ДТП, в которых погибли 23 человека и ранены 259. Водители со стажем 1-2 года «отметились» в 212 ДТП с шестью погибшими и 74 ранеными. Из числа участников 84 водителя получали водительское удостоверение во Владивостоке: 58 водителям водительские удостоверения были выданы после окончания обучения в учебных организациях, а еще 26 - после окончания самоподготовки. Наверное, руководителям автошкол стоит задуматься над этими цифрами…Куда уходят деньги? Ежемесячно автошколы Владивостока выпускают 1200-1300 начинающих водителей, которые приносят «кузницам водительских кадров» огромный доход. Например, одна известная автошкола, выпускающая каждый месяц по 90 новоявленных водителей, ежегодно получает 27 миллионов рублей! А если взять все автошколы на круг, то сумма получается почти астрономическая. При этом информация о средствах, выделяемых на модернизацию материально-технической базы этих учебных заведений, нигде не озвучивается - потому что ее просто нет! И можно лишь догадываться, куда уходят деньги. По словам майора милиции Андрея Бабкина, многие выпускники автошкол настолько слабо подготовлены к экзаменам в экзаменационном отделении МОГТО и РАС ГИБДД, что у экзаменаторов порой появляется сомнение: а посещал ли кандидат в водители соответствующие курсы? - Для руководителей автошкол обучение курсантов - это в первую очередь бизнес и возможность заработать большие деньги. Добиваясь любыми путями увеличения числа допущенных к экзаменам кандидатов в водители, они преследуют свои меркантильные цели. В погоне за количеством выпускников, они, видимо, забыли, что основная задача автошкол – это подготовка безопасного водителя. Только этот показатель может служить объективным критерием работы учебных организаций, - считает Андрей Бабкин.По его словам, общий процент сдачи квалификационного экзамена с первого раза по Владивостоку и Артемовскому городскому округу составляет всего 42 процента. Это, как считает Бабкин, свидетельствует о низком качестве подготовки будущих водителей учебными заведениями. Как следствие, количество ДТП, совершенных по вине водителей, чей стаж за рулем составляет менее трех лет, остается достаточно высоким. Знаешь ПДД – реже будешь в ДТПВ общем, претензий у госавтоинспекции к автошколам много. Но у последних своя правда: руководители и выпускники автошкол пишут жалобы на руководство экзаменационного отделения МОГТО и РАС ГИБДД № 1 УВД по ПК в различные инстанции. В своих жалобах кандидаты в водители сетуют на предвзятое отношение со стороны инспекторов ГИБДД, плохое состояние дорог, неудовлетворительное техническое состояние учебных автомобилей, на которых им приходится сдавать практические экзамены. К примеру, в августе 2010 года в адрес УГИБДД УВД по ПК, МОГТО и РАС ГИБДД № 1 УВД по ПК поступили три жалобы от гражданки С., в которых она в художественной форме рассказывала о сдаче ею экзаменов. Женщина подробно комментировала свои ошибки, а именно - указывала на то, что вместо сигнала поворота при начале движения с места включила внешние световые приборы. «Но я же что-то включила, а мне инструктор сказал, что это грубая ошибка», - пишет возмущенная С. Далее шло красочное изложение всех тягот и мук, которые гражданке пришлось вытерпеть при сдаче экзамена. По ее версии, все вокруг желали получить материальное вознаграждение за обеспечение положительного результата. По словам женщины, в ее бедах (она два раза сдавала экзамены и оба раза неудачно) виноваты все - от производителя автомобиля до «инструктора-вымогателя» и «предвзятого» гаишника. Интересно, что конкретные фамилии «вымогателей» при этом не указывались.- Граждане считают, если они заплатили автошколе свои «кровные» и получили свидетельство об окончании курсов, инспектор ГИБДД обязан выдать им водительское удостоверение. А если это не происходит по объективным причинам, то неизбежна волна гнева со стороны обиженного курсанта автошколы, - говорит майор милиции Андрей Бабкин. - При этом никто из жалобщиков не желает обратить внимание в первую очередь на себя, на качество своей подготовки. Как говорится, нечего на зеркало пенять… Конечно, опыт вождения приходит со временем, при наличии постоянной практики. Однако не следует забывать, что от качества знаний и навыков управления автомобилем, закладываемых изначально в сознание будущего водителя, зависит его будущая манера езды. Поэтому, дорогие курсанты автошкол, прежде чем строчить жалобы на «злых гаишников», учите матчасть и внимательно читайте брошюрку под названием «Правила дорожного движения». И ни гвоздя, ни жезла вам на дорогах!

Автор: Сергей КОЖИН.