Хорошая кинопривычка

«Меридианы Тихого» стали прекрасной приморской традицией

16 сент. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №673 от 16 сент. 2010
«Меридианы Тихого» стали прекрасной приморской традициейК тому, что в сентябре во Владивосток приходит большое кино, жители города и края уже привыкли. Как и к тому, что чуть раньше – за неделю-другую до открытия «Меридианов Тихого» - в кинотуры по Приморью отправляются известные и любимые российские актеры… Хорошая привычка – это замечательно. И не может не радовать тот факт, что сам кинофестиваль тоже стал для Приморья хорошей привычкой. Теперь любители кино в нашем крае уже не гадают, будет следующий фестиваль или нет. Теперь эти люди внимательно читают синопсисы кинолент и стараются попасть на те фильмы, которые интересны именно им. На творческих встречах с актерами и режиссерами яблоку негде упасть, потому что с каждым годом на наш кинофорум приезжают все более именитые и солидные гости. Вот и в этом году громких имен на церемонии открытия прозвучало немало… По традиции, к нам приехали те, кто уже стал неотъемлемой частью «Меридианов Тихого» - Сергей Степанченко, Рок Бриннер, Лиза Арзамасова, Ольга Хохлова, Валентина Талызина. Впервые прошли по синей дорожке к кинотеатру «Океан» юная японская актриса Чика Аракава, снявшаяся в фильме Сергея Бодрова-старшего «Дочь якудзы» (эта лента открывала фестиваль), всеми любимая и всегда прелестная Евгения Симонова, элегантный и неотразимый Венсан Перес. Хочется надеяться, что и для них посещение «Меридианов Тихого» станет хорошей привычкой, ведь все гости фестиваля отмечают, какая у нас отличная публика и какая царит радушная, теплая атмосфера. «Главное – хорошая история!»Венсан Перес, актер и режиссер.- Когда вы соглашаетесь на роль, что имеет для вас первостепенное значение?- Не столько режиссер или актеры, с которыми я буду работать, нет. Самое главное – чтобы история меня тронула, чтобы она была интересной. Когда читаю сценарий, стараюсь понять: есть ли необходимость сниматься в этом фильме, есть ли у режиссера желание рассказать о персонаже.Мой следующий проект – экранизация книги немецкого писателя «Каждый умирает в одиночку». Это будет уже третий мой фильм. Я выбрал эту книгу, потому что моя мама – немка. Но я никогда не отдавал себе в этом отчет, ведь я живу во Франции… И одновременно меня всегда увлекала история Второй мировой войны и того, какая судьба постигла народ Германии.В истории фашистского террора есть нечто жутковато-привлекательное. И книга, которую я решил экранизировать, касается тех сторон жизни немецкого народа, о которых мало говорят. На мой взгляд, это лучшая книга о жизни людей в третьем рейхе. Меня увлекла история семейной пары, людей 50 лет, которые по-своему пытаются бороться с фашизмом: пишут листовки в виде почтовых открыток и бросают их в почтовые ящики людям, которые имеют хоть какое-то влияние. Они делали это в течение трех с половиной лет, надеясь, что люди, которые прочтут эти открытки, смогут кое-что понять и изменить что-то вокруг. Это был такой акт сопротивления – почти безнадежный, но мужественный. Фильм я буду снимать на немецком языке. Я играл во Франции и США, снял фильмы на французском и английском, а работа с немецким языком будет новым интересным опытом. Для меня это особый проект, момент самоопределения национальной идентичности. «Наше кино не измельчало!»Вячеслав Тельнов, председатель жюри «Меридианов Тихого», продюсер, генеральный директор киностудии «Ленфильм».- Как вы относитесь к тому, что жюри кинофестиваля составлено по принципу съемочной группы?- Замечательно! Это очень интересно, мы словно находимся на съемочной площадке. И то, что у каждого из нас своя специализация, очень помогает при обсуждении фильмов – каждый видит свои, особые детали в любой картине и обращает на них наше внимание. Думаю, что опыт составления жюри по такому принципу потом подхватят и многие другие фестивали. - Не кажется ли вам, что российское кино в последнее время как-то измельчало?- Нет. Я вообще оптимист, думаю, что российское кино развивается и все идет нормально, а небольшой кризис был не творческим, а скорее экономическим… Хотелось бы, конечно, чтобы в игровом кино появлялись новые имена, но и это, думаю, постепенно случится.«Кадры решают все»Валерий Тодоровский, продюсер, сценарист, режиссер.- Главная проблема российского кинематографа – слабое финансирование?- Нет. Есть более серьезная проблема: кадровый дефицит. ВГИК, к примеру, в год выпускает десяток операторов, столько же режиссеров, звукорежиссеров… Думаете, этого достаточно? Нет! Потому что реально заниматься кино будет один человек из каждой десятки… Именно поэтому так мало появляется новых имен, так много примелькавшихся лиц на киноэкране.Все говорят: ой, в артисты просто так не берут, там блат и все такое. Ничего подобного! К примеру. Сколько у нас актеров на амплуа героя в возрасте 40 лет? Машков, Миронов, Меньшиков, Хабенский, Пореченков – и все! А представьте, что сто фильмов в году претендуют на этих артистов. Им что, разорваться? И так же студии делят и режиссеров, и ассистентов… А должно быть в стране пять Машковых, пять Хабенских, восемь Пореченковых! Как этого добиться? На мой взгляд, решение простое: в каждом городе, каждом крупном городе, где есть вуз с гуманитарными специальностями и где культурная жизнь не зачахла, просто обязан быть свой кинофакультет. А во Владивостоке он должен быть всенепременно – ведь у вас много театров, свой кинофестиваль! Я считаю, что в России очень мало вузов, которые готовят творческие кадры для кино. Поэтому, повторюсь, кинофакультеты должны быть везде. Это не значит, что все выпускники останутся в кино, но человек, который имеет талант, сможет его проявить! И уже можно ехать куда угодно и предлагать себя. А можно и того проще, опираясь на цифровые технологии: просто взять камеру, снять свой маленький фильм и послать в Москву продюсеру. Так, к примеру, происходит в США, и возникают новые имена. А у нас же пока эта сфера элитарна и узка.Но Россия с ее богатыми традициями кино не может себе позволить сделать кинопроизводство элитарным. Кино должны учить везде. А дальше уже наступит естественный отбор. И по одному, по два, по три – именно так, на людях, возникнет киноиндустрия. Пока же эту проблему никто не решает. «Время отдельных удач»Сергей Бодров-старший, режиссер.- Как человек, который живет в нескольких странах, в том числе в США, в Лос-Анджелесе, вы видите российское кино, кинопроцесс в нашей стране со стороны. Каковы впечатления от увиденного? - Сразу оговорюсь: я живу не только и не столько в Лос-Анджелесе. Я живу там, где работаю. Я снимал кино в Америке – жил в «городе ангелов», снимал в Монголии – жил в Монголии, то же самое в Гонконге, в Китае, в Казахстане, в Германии, Испании… Я ощущаю себя русским и одновременно – человеком мира. И да конечно же я могу смотреть на российское кино чуть со стороны. А со стороны всегда видней. Я считаю, что российское кино никак не входит в мир, а живет само по себе. Да, есть отдельные удачи, отдельные режиссеры, такие как Тимур Бекмамбетов. Да, они вписываются в мировой кинематограф, точнее - в американский… Но Америка же делает кино для всего мира. Это кинофабрика, и в этом слове нет ничего дурного, ведь создавали эту кинофабрику, кстати, и российские эмигранты. Там интересно работать и там делается настоящее кино. Россия же никак не может найти себя. Есть отдельные удачи, но пока они просто – отдельные. У нас все еще идет поиск самих себя…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ.