Мечтать не вредно.вредно не мечтать

Приморский бизнес не оценил стратегию правительства?

5 авг. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №667 от 5 авг. 2010
Приморский бизнес не оценил стратегию правительства?Половина бизнес-сообщества Приморья не знает о существовании «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», а около 60 процентов тех, кто читал документ, считают его бесполезным. Этот вывод сделан в результате исследования, проведенного экспертами Тихоокеанского центра стратегических разработок (ТЦСР)..Директор центра Михаил Терский рассказал корреспонденту «МК во Владивостоке» о том, что думают предприниматели и топ-менеджеры о «Стратегии...» и что привело их к столь печальным выводам.Благие намерения«Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» была утверждена правительством РФ в декабре 2009 года. Главная ее цель – сформировать развитую экономику и комфортную среду обитания на Дальнем Востоке, в Бурятии, Забайкалье и Иркутской области. Этим территориям предстоит совершить рывок в экономике. Суммарный ВРП должен расти более ускоренными темпами, чем в среднем по России. В «Стратегии...» выделена «океанская» специфика макрорегиона – важнейшая роль отводится рыболовству, перспективам развития береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. Документом предусмотрена реализация ряда проектов, в частности, в судостроении. Немало ожиданий связано с автосборочным производством «Соллерс» во Владивостоке и строительством самолетов «Сухой Суперджет-100» в Хабаровском крае.Главная цель «Стратегии...» – остановить отток местного населения с насиженных мест. Реализовать этот сценарий планируется в первую очередь за счет увеличения инвестиций в экономику Дальнего Востока и Байкальского региона. В результате планируется, что к 2025 году объем инвестиций в регион превысит на 218 процентов среднероссийский уровень.Ничего не слышал…Несмотря на то что «Стратегия...» существует уже более полугода, правительство не разработало конкретную программу ее воплощения. Если VIP-чиновники по каким-то причинам не выдают документ, то исследователям стало интересно, как же бизнес-сообщество само относится к существованию этой государственной «Стратегии...» и ее постулатам. В опросе принимали участие владельцы бизнеса, занимающиеся экспортом-импортом, транспортной логистикой, руководители зарубежных компаний, их заместители - всего более 150 человек. Оказалось, что большая часть респондентов не знает о существовании «Стратегии...».Кроме этого ученые интересовались, насколько респонденты знакомы с документом, как они оценивают его с точки зрения личного бизнеса, считают ли они цели, поставленные «Стратегией...», достижимыми, в какой мере бизнесмены готовы руководствоваться ее положениями при управлении собственным предприятием и др.Лишь 44 процента опрошенных были знакомы с документом в общих чертах. И в основном по сообщениям прессы. При этом руководители иностранных компаний более осведомлены о существовании «Стратегии...». Среди лиц, принимающих решения в бизнесе и знакомых с документом, лишь 12 процентов считают его полезным, а 46 процентов – бесполезным. Те, кто говорит в бизнесе решающее слово, то есть руководители, практически не считают «Стратегию...» реалистичной, лишь четыре процента из них оценили ее положительно. Между тем 64 процента респондентов назвали заявленную документом цель – достижение в этих территориях среднего по России уровня жизни – нереальной. Среди топ-менеджеров и руководителей зарубежных компаний процент оптимистов выше. Лица, принимающие решения, в 80 процентах заявили, что не планируют строить стратегию своего предприятия с учетом государственного документа. Среди тех, кто относится ко второму уровню топ-менеджмента, процент нигилизма чуть ниже – 65 процентов. Зато учитывать ориентиры российского правительства, изложенные в «Стратегии...», собираются 40 процентов зарубежных руководителей. Любопытно, что на вопрос: «Рассчитывает ли бизнес на поддержку государства при выходе на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона» 93 процента респондентов-руководителей предприятий и компаний ответили отрицательно.Параллельные миры- Существует конфликт стратегического мышления между приморским бизнесом и властью, мышление развивается в параллельных мирах, – делает вывод директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. – Понятно, что «Стратегия...» – это набор целевых показателей, который определяет будущее того или иного пространства, но бизнес не увидел для себя решения главной проблемы – увеличения производительности и богатства. По мнению экспертов, в регионе сейчас нет условий для ведения бизнеса, а предприниматели с завистью смотрят на соседние зарубежные регионы. Исследование показало, что правительство не готово интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион. Есть печальный опыт несоздания свободных экономических зон «Находка», «Пограничный – Суйфэньхе». А бизнес на свой страх и риск готов участвовать в подобных проектах. Сегодня, например, уже 18 приморских компаний работают в свободной экономической зоне «Пусан»: они получили землю на 49 лет, создали логистические предприятия. При этом государство не готово поддерживать малый и средний бизнес, который пытается выводить свой капитал за границу. Чиновники воспринимают это как вывод капитала и усиливают контроль над подобными предприятиями-инвесторами.- В то же время рядом много территорий, где нас любят больше, чем на своей земле. При этом международные правовые режимы воспринимаются как эффективный инструмент защиты от административных барьеров, – продолжает Михаил Терский. – Предприниматели понимают, что следующая часть их жизни будет происходить в режиме постоянных торговых и финансовых дисбалансов. Те экономики, которые будут создавать эти «пузыри», получат наибольшую финансовую ренту. Пока что это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но без поддержки государства пробиться на иностранные рынки трудно.Будущее за бизнесменами?По мнению экспертов, проводивших исследование, неприятие бизнесом программы связано с тем, что у российского правительства нет понимания того, как создать на Дальнем Востоке устойчивую модель экономического развития. «Программа, на которую федеральный центр возложил стратегическую функцию, на деле выдает желаемое за действительное и не учитывает интересы бизнес-сообщества, – подводит черту Михаил Терский. – При этом местные предприниматели чувствуют избирательность. К примеру, генподрядчик строительства Дальневосточного федерального университета, которому перейдут объекты, возводимые на острове Русском к саммиту АТЭС 2012 года, получил безлимитное право на привлечение иностранной рабочей силы. Тогда как на остальной территории Приморья решено сократить квоты на гастарбайтеров в два раза». Несмотря на то что правительство усиленно пытается «приземлить» приморский бизнес для того, чтобы он только «лес пилил и землю копал», он в ответ старательно преодолевает барьеры, интегрируется в мировое сообщество и становится глобальным. Это противоречие, которое уже невозможно скрыть.- Дороги, которые прокладывают бизнес и чиновники, параллельны, это как дорожки, которые намечают строители к новостройкам, а жильцы по ним не ходят, - резюмирует Терский. – Бизнес делает не то, что ему говорит государство, а то, что ему выгодно. В этом кроется стратегический конфликт.Не случайно будущее Дальнего Востока российские бизнесмены связывают с собой. Лишь только те, кто стоит на второй позиции в принятии решений, видят его в президенте и правительстве, и только три процента – в региональной власти. Причину столь нерадостных выводов эксперт видит отчасти и в том, что государство и чиновники не занимаются пропагандой утвержденной «Стратегии...». И хотя исследователи не претендуют на глобальность проведенной работы и бесспорность выводов, тем не менее полученный срез определенной фокус-группы показывает существующие настроения в малом и среднем бизнесе, на который правительство собирается делать ставку в развитии государства.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА