А будущего нет?

Сезон закрыт, проблемы остаются: приморские театры как кандидаты в бомжи

15 июль 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №664 от 15 июль 2010
Сезон закрыт, проблемы остаются: приморские театры как кандидаты в бомжиИюль завершается – и вместе с ним театральный и концертный сезон во Владивостоке тоже. Зрители проводят время на пляжах – в предчувствии премьер нового сезона, актеры, режиссеры набираются творческих сил…Завершившийся сезон подарил завсегдатаям театральных залов Владивостока немало интересного. Под самый занавес драматический театр флота выдал неожиданную, смешную и в то же время очень умную комедию «Кто это сделал» по пьесе братьев Мэркс. В постановке Станислава Мальцева многое понимающий зритель обнаружит не только очевидный хулиганский юмор и множество нелепых ситуаций, но и явный чуть печальный подтекст… Впрочем, о печальном позже.«Кто это сделал» стала для зрителя неожиданностью – в последнее время театр ТОФ ставил или классику: всем памятны «Дураки на периферии», «Сон в летнюю ночь», «Из хаоса», или современную концептуальную драматургию: «Сиротливый Запад», «Заводной апельсин»… Может быть, и режиссер, и актеры, и даже публика поняли веление времени – нужно чем-то разбавить репертуар, и в итоге спектакль получился легким, ярким, красивым… Чувствуется, что и актерам нравится работать в спектакле – они импровизируют, дурачатся в хорошем смысле этого слова. Как раскрылся в своей роли Сергей Кошуцкий, как хорош он в комедийной ипостаси! Великолепны Евгений Паленый, Сергей Лисинчук, Сергей Гончаров, Наталья Молодчикова… Театр молодежи, особенности существования которого заложены в самом названии, регулярно ставит спектакли для детей и юношества, обращаясь при этом к самым разным источникам. «Бродягу Джима» - спектакль в духе английской классики от Диккенса до Стивенсона – поставил Сергей Руденок. История мальчишки-бродяги, мечтающего о приключениях и парусах и внезапно оказывающегося племянником весьма обеспеченного джентльмена, могла бы стать сентиментальной до тошноты, но благодаря усилиям актеров, сценографа Виктора Шматка и режиссера превратилась в трогательную и романтическую.Конечно, особенности публики, которая посещает дневные спектакли театра молодежи, таковы, что трудно ожидать от нее искреннего отклика (а вы попробуйте добиться проявления подлинных чувств от маловоспитанных подростков, собранных единовременно в больших количествах), и тем не менее хочется верить, что главный посыл спектакля: ценить дружбу, избегать темных соблазнов, верить в свою мечту – достигнет хотя бы нескольких десятков юных душ…Театру кукол с публикой, конечно, везет чуть больше – к ним ходят малыши, которые не стесняются смотреть спектакль, сопереживая от души и раскрыв рот… Тем более что главный режиссер Виктор Бусаренко и труппа театра никогда не снижали планку в расчете на малолетство зрителей – на их спектаклях и мамы с папами не скучают… Особой гордостью театра в завершившемся сезоне стала постановка «Диких лебедей» по сказке Ганса Христиана Андерсена.Красивый, яркий, решенный, как это всегда бывает в Приморском кукольном, классически и в то же время необычно, он пронизан добрым волшебством и верой в силу любви. Кроме того, решение спектакля в стиле скандинавского театра-балаганчика позволило Виктории Яскиной, Марине Гуровой, Алексею Авдееву и Денису Шамрину проявить свои незаурядные вокальные данные…Спектакль «Tovarich», которым закрыл сезон и в то же время открыл гастроли в Москве и Санкт-Петербурге краевой академический театр имени Горького, стал российской премьерой. Те, кто видел голливудский фильм начала прошлого века, поставленный по пьесе Жака Деваля, изрядно сомневались в том, каким будет результат – в фильме зрителю был явлен чистой воды лубок, балаганчик «на совьетьскуйю тьему»… Можно только догадываться, каких трудов стоила главному режиссеру театра Ефиму Звеняцкому эта постановка, но результат превзошел ожидания – мы увидели не нелепую комедию, а трагический фарс о потерянном поколении, о людях, которые олицетворяли собой ту Россию, что мы безвозвратно потеряли…И если старания актеров театра имени Горького смогли оценить зрители Питера и Москвы, то остальным театрам края – не менее, хочется заметить, достойным – не то что о гастролях – о ближайшем будущем думать страшно… И это тот самый печальный подтекст, о котором говорить в начале не хотелось.Театр ТОФ, оказавшийся, как и все службы реформируемых Вооруженных сил России, в эпицентре непонятных перемен, живет, можно сказать, на тонком волоске надежды. Что будет с театром, когда базой флота станет не Владивосток, а Фокино (страшно вспомнить, как в середине прошлого века перевод театра в Советскую Гавань убил яркий талантливый коллектив)? Будут ли новые сокращения кадров? Будет ли вообще театр – вот вопросы, на которые точных ответов пока нет, но которые волнуют не только труппу, но и зрителя, ведь театр ТОФ, пожалуй, самый яркий коллектив среди театров Владивостока, самый серьезный, самый открытый для плодотворных экспериментов… Потерять такой театр – значит пробить брешь в и без того тонкой ткани культурной жизни Приморья.Впрочем, потерять мы легко можем и театр кукол, и театр молодежи – остаться без крыши над головой им довольно просто. Кукольных дел мастера «арендуют» свои помещения у Общества изучения Амурского края, а здание театра молодежи держится на честном слове и на нечеловеческих стараниях руководства. Ремонт этому зданию – да не косметический, а самый что ни на есть капитальный, с обновлением зала, оснащения театра, закулисного пространства – необходим уже лет пятнадцать. Да воз, увы, и ныне там. И это при том, что уже лет пять как капремонт театру во всеуслышание – на юбилейных торжествах – был обещан. Но на посуле, как известно, как на стуле, посидишь и встанешь.Посулами живет театр кукол, которому, возможно, будет продлена аренда. Посулами живет театр молодежи, старательно пытаясь поддерживать жизнь в ветшающем здании. Меж тем, что бывает с очагами культуры, которые обещанного администрацией края так и не дождались, мы хорошо знаем – достаточно взглянуть на бывшее здание бывшего абонемента краевой библиотеки имени Горького, что на Светланской, 119. Правда, не так давно этот умирающий памятник краевого значения затянули тканью с веселенькими рисунками… И нет более печального зрелища.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ.