Побазарили и хватит!

Людей, которые пеняют на то, что популярная ярмарка продовольственных товаров, много лет шумевшая на центральной площади Владивостока, переехала, можно понять. Привыкли, удобно, далеко добираться не надо. Но чем хуже, например, жители района Второй Речки, которым теперь «далеко добираться не надо»? Территориально на всех не угодишь.

27 май 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №657 от 27 май 2010

Людей, которые пеняют на то, что популярная ярмарка продовольственных товаров, много лет шумевшая на центральной площади Владивостока, переехала, можно понять. Привыкли, удобно, далеко добираться не надо. Но чем хуже, например, жители района Второй Речки, которым теперь «далеко добираться не надо»? Территориально на всех не угодишь. К тому же ярмарка та была временным явлением, наездами, а значит, толком обустроить ее было невозможно. И пожалуйста, картина маслом: нечто вроде «китайского базара» (вспомним Суйфэньхе пятнадцатилетней давности) на подступах к «Белому дому» - та еще визитная карточка форума АТЭС. Примечательно, что, когда высказывались предложения сделать на площади цивилизованную стоянку, чтобы хоть как-то решить многолетнюю проблему парковки в центре города, тут же раздалось возмущенное: «Святое место! За что отцы и деды кровь проливали?» А торговать рыбой, картошкой да разносолами, выходит, можно? Ради удобства и «святое место» потерпит? Но с «небес» – на землю.

В ожидании урожаяПерефразируя известный рекламный слоган, признаем: имидж – ничто, а жажда купить качественные продукты в приличном ассортименте и по вменяемой цене – все. Так было всегда: и во времена тотального дефицита, и в годину дефолта, и сегодня, когда тарифы растут, с работой не всегда хорошо, а пенсиям никак не угнаться за инфляцией. И ярмарка в этом смысле еще какой выход.А где торговать без накруток, в чистоте приезжим фермерам, приморским производителям и просто выращенным на даче, если не на центральной площади? Да чтобы еще и качество продукции было под надежным контролем! Не вопрос: вместо одной торговой площадки «под знаменем революции» было решено сделать несколько в разных районах. Сразу четыре сельскохозяйственные ярмарки начали свою работу в этом году.Пока ежедневно работают только две из них – на ул. Фадеева, 47 и Некрасовской, 69. Еще две - на ул. Борисенко, 17 (остановка транспорта «Школьная») и на ул. Шуйской и Ряжской (район Второй Речки, ООО «Самоцвет») пока работают по пятницам, субботам и воскресеньям. Но это до первых настоящих урожаев приморского села. Так что ближе к июлю и эти специальные торговые площади перейдут на ежедневный режим работы.Однако и сегодня на этих ярмарках уже можно приобрести качественные товары от местного производителя: колбасные изделия, рыбную продукцию, «молочку», конфеты-бараночки, хлеб. Есть и первая зелень, клубника. Это в столице Приморья в этом году все больше «гнилая» погода, а вот фермеры из Спасского, Хорольского, Пожарского, Уссурийского районов, Арсеньева и Артема уже радуют покупателей аппетитными пучками редиски, черемши, салатом, укропом.- Скоро молодая картошечка пойдет, отварить ее в мундирчике да с маслицем! – делится с корреспондентами «МК во Владивостоке» такой простой, но вкусной мечтой Сергей Андреев. – Мужчина в расцвете сил успел оценить по достоинству ярмарку «Самоцветы» – приходится делать небольшой крюк по дороге с работы, но все равно стараюсь отовариваться здесь. Ассортимент хороший, все по карману, к тому же непривычно чисто. Раньше-то хоть в районе Первой Речки, хоть в центре устраивали ярмарки, все больше на стихийные базары со всеми вытекающими последствиями было похоже.- Теперь я стараюсь приходить за покупками только сюда, - поддерживает нашего собеседника Анна Михайлова, постоянный клиент «Самоцветов». – Тут и цены приемлемые, и товар свежий. И главное - можно быть уверенным, что тебя не обманут. А еще очень хорошо, что здесь есть специальный крытый рынок, куда летом переедет вся рыбная и мясная продукция, чтобы дожидаться покупателя, оставаясь свежей.Цена качестваПодбирая площадки под ярмарки, в мэрии старались максимально учесть интересы и покупателей, и продавцов. Например, «Самоцветы» рассчитаны на 130 торговых мест, что позволяет размещаться здесь и производителям, которые раньше торговали на центральной площади. По их словам, они выбирали из четырех ярмарок наиболее удачное место для работы.- Наша главная задача — сделать так, чтобы приморские производители, фермеры и дачники свободно, без посредников и накруток продавали свою продукцию, — поясняет глава города Игорь Пушкарев. — А покупатели могли приобрести качественные продукты местного производства, цены на которые значительно ниже магазинных.Корреспонденты «МК во Владивостоке» прошлись по рядам – посмотреть, что из этого получилось. И вот что удалось выяснить у непосредственных участников процесса. За небольшие по нынешним меркам деньги, в пределах двухсот рублей, приморские фермеры получают место на ярмарке на весь день. Понятно, что эта небольшая сумма легко и быстро окупается, свою решающую роль здесь играет хорошее соотношение качества товара и его цены. К тому же после дождливо-снежной зимы на «синтепоновых» огурцах очень хочется порадовать себя любимого продукцией местного производства, цены на которую не то что не кусается, а на 10-30 процентов ниже магазинных.Отдельный вопрос, годами стоявший в полный рост по обе стороны прилавка, - сертификация продукции и условия, в которых она хранится и продается. Что там говорить: вонючие рыбные контейнеры с непонятно когда выловленной рыбой, перемороженные трупы кур, желтушечное мясо, развалы полугнилого картофеля и т. д. и т. п. – до боли знакомая всем картина. И то, что ее начинают перерисовывать качественными красками, согласитесь, неплохо. В этом плане организация сельскохозяйственных ярмарок - лишь малая толика того, что делается в данном направлении.Согласно ст. 24 федерального закона № 271 «О розничных рынках» до 1 января 2013 года все рынки должны быть переведены в капитальные помещения. Во Владивостоке таковых уже шестнадцать.Еще полтора десятка продолжают торговать как придется: с лотков и контейнеров. И вот что любопытно: земля, на которой они размещаются и в дождь, и в зной, и в снег, и в стужу, выделялась под создание капитальных строений, остановочного комплекса или крытого рынка. Но, видимо, по привычке, нажитой еще в лихие 1990-е, - урвать побольше пока, возможно, предприниматели и «рвут»: в большинстве своем на этих участках ведется фактически стихийная торговля (плати, сколько требуют за место, да торгуй, чем хочешь и как хочешь), да автопарковки, с которых и машины, бывает, угоняют, и на детали их разукомплектовывают. Так что неудивительно, что такого рода «супермаркеты» закрывают навсегда.Взять, к примеру, рынок на улице Маковского, 210–212. Изначально территория, на которой его пристроили, сдавалась ООО «Инвест-групп» для создания остановочного комплекса. Однако арендаторы предпочли сдавать землю в субаренду, тем самым изменив целевое назначение участка. Ну и стригли купоны, не особо напрягаясь. Конечно, сейчас обидно, что землю изымают, но кто не давал выполнять оговоренные условия аренды?Почти такая же ситуация и с розничным рынком, расположенным в районе автовокзала. Арендатор грубо нарушил условия договора - землю выделили для постройки остановочного комплекса, а в реальности получились базар и автопарковки. Комфортнее не значит дорожеК ликвидации стихийных рынков подталкивают не только вышеназванные обстоятельства. Земля бюджет кормит, а продукты – живого человека. И то, как они продаются – в условиях полнейшей антисанитарии или с соблюдением всех норм хранения и реализации, – непосредственно влияет на наше здоровье. Не приходилось травиться селедочкой из бочки с мутной жижей? Или вкушать мясной окорок с запашком, вырывающимся из вакуумной упаковки? Увы, все это реалии «дикой» торговли.И если вас пронесло в самом прямом смысле (дай вам бог здоровья!), юридически несуществующему рынку и предъявить нечего. Про обвесы и обсчеты – отдельный разговор. А ведь у многих именно продукция, купленная «в контейнере», составляет основную часть рациона – не до жиру, быть бы живу. Это и наши пенсионеры, и матери-одиночки, и просто люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Да и разве для каждого из нас не важно, как осуществляется контроль за качеством продаваемого товара?С другой стороны, по городу поползли слухи, что, мол, вся эта «цивилизация» в скором времени очень чувствительно скажется на ценах…- Хочу успокоить: это не тотальное уничтожение рынков, - говорит начальник управления торговли и услуг городской администрации Зинаида Ким. - Мы просто хотим сделать торговлю качественной. Когда рынки войдут в строения, то цены там не будут выше, чем на некрытых рынках. Да и вообще убеждение, что чем более убогий вид у точки, тем продукция там дешевле, обманчиво. Это такой стереотип, на который часть горожан ориентируется и сегодня.Чтобы убедиться в этом, достаточно привести такое сравнение. Не собственное впечатление репортеров, а наблюдение жителей города.- Я живу на Второй Речке, и раньше у нас соседствовали два рынка – капитально отстроенный рынок «Березка» и стихийный, состоящий из множества павильонов, - говорит пенсионерка Елена Никитенко. – Продукты покупаю в основном сама и выбираю, ясное дело, там, где подешевле. Однажды приболела и дочке пришлось меня выручать. А молодежь такая – им бы где покрасивее. В «Березке» как раз прилично так, чистенько. В общем, дочь делала покупки там, а я обратила внимание, что на рубль-два кое-что и подешевле. Так что я и сама там сейчас постоянный покупатель.Скоро лето. Погода за окном по большей части не радует. Но лето – не только походы в лес да теплый песок морского бережка, это еще и витамины с грядки да с фруктового дерева. И сразу себя побаловать вкусным и полезным, и впрок прикупить для консервирования – все это рынок. Право слово, не стоит портить эту радость желудка, а вместе с ней и летнюю пору «стихийными» закупками. Благо, что у нас появился выбор.Посетить ярмарки приглашают всех жителей и гостей столицы Приморья. Также поучаствовать в ярмарках предлагают всем товаропроизводителям и сельхозпроизводителям края. За дополнительной информацией обращаться в отдел сельского и рыбного хозяйства управления торговли и услуг администрации Владивостока по адресу: Семеновская, 3, кабинет 402 и по телефонам: 614-483, 614-442.

Автор: Ольга СИРОТКИНА.