Понты с ветроэнергетикой

О гигантских стройках к саммиту АТЭС сегодня говорят много, но этот – «Дальневосточная ветроэнергетическая станция» обходят скромным молчанием. Может быть, потому, что он – один из самых спорных?

4 март 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №645 от 4 март 2010

О гигантских стройках к саммиту АТЭС сегодня говорят много, но этот – «Дальневосточная ветроэнергетическая станция» обходят скромным молчанием. Может быть, потому, что он – один из самых спорных?К 2020 году Великобритания собирается построить 6,5 тысячи морских ветряков общей мощностью 25 гигаватт. Это четверть британского потребления энергии. Заканчивается нефть в Северном море, и дети сурового Альбиона делают ставку на собственное производство энергии. Весь мир ищет способы уйти от зависимости от нефти и газа, обращая при этом взоры на альтернативные источники энергии, в том числе на ветер. А Россия может остаться в хвосте процесса. Как и почему это может произойти, наглядно показывает история с «Дальневосточной ВЭС».Валерий и Виктор Чебоксаровы, кандидаты наук, доценты ДВГТУ, к проекту установки на Русском ветряков относятся более чем скептически. В том числе потому, что они способны катастрофически повлиять на ландшафт острова Русского. – В чем, на наш взгляд, основные минусы «Дальневосточной ВЭС»? – говорит Валерий Викулович. - В том, что для установки этих объектов, во-первых, потребуется строительство крупных причалов, во-вторых, прокладка дороги по вершинам практически всех сопок Русского острова – ведь устанавливать объекты будут именно на вершинах, значит, будут вырублены сотни деревьев и сопки станут лысыми. Будет закуплена тяжелая техника, способная перевезти части конструкций – массивные, негабаритные – к месту установки, а затем установить их на высоте 60-80 метров, будут выкопаны глубокие котлованы под бетонные фундаменты. Надо будет отделить поселки и зоны отдыха от вращающихся многотонных конструкций, издающих ужасные инфразвуки.А главное – этот проект не учитывает тот факт, что Русский остров сегодня – едва ли не единственное самое доступное и экологически чистое место отдыха горожан. Вблизи города это единственное место, где чистая морская вода. Я уж не говорю об уникальных морских пейзажах островов Владивостока, ведь для транспортировки частей ВЭС к месту установок на Русском потребуется строить дороги под многотонные трейлеры. А значит, ландшафт будет уничтожен.Есть у отца и сына Чебоксаровых и экономические сомнения в необходимости установки ВЭС именно на Русском.- Ветроэнергетические установки, - говорит Виктор Валерьевич, - были бы очень нужны, к примеру, в Тернейском районе, где нет ЛЭП, где очень дорогой киловатт-час. Вот там любые ветротурбины быстро окупились бы! Но нет, «РусГидро» ставит ВЭС там, где они будут на виду, где их можно продемонстрировать участникам саммита, но и только. Вряд ли участников саммита поставят в известность, например, о том, что стоимость киловатт-часа, вырабатываемого этой ВЭС, будет, по расчетам «РУсГидро», около четырех рублей! Кто будет платить? Владивостокцы и жители Русского из своих карманов? Чтобы успокоить общественность, администрация края уже заявила, что стоимость киловатт-часа для населения не будет повышена. Что это значит? Что ветроэнергия будет дотироваться из бюджета! А зачем такие сложности? Интересно также, что если внимательно почитать обоснование проекта «Дальневосточная ВЭС», то выясняется, что в него заложена закупка ветротурбин существенно выше мировых цен – у производителей Японии и Дании.- «РусГидро», да и не только эта компания, но и правительство России, - говорит Валерий Чебоксаров, - на исследования в области альтернативных источников энергии не выделяют на этот год ни рубля. А потом заявляют, что российская наука не предлагает решения подобных задач. Но ведь это ложь! Мы не против проекта ВЭС как такового. Не против ветротурбин. Мы предлагаем морские ветроэнергетические установки. Дорог строить не надо, по воде спокойно можно подойти к любой части установки, легко транспортировать ее. Установка не такая высокая, но по мощности в разы превосходит то, что собирается устанавливать «РусГидро». Одна такая установка способна заменить весь их ветропарк! Одна! На море самый сильный ветер, свободная акватория – именно поэтому к строительству морских ветряков все больше переходят в Европе, во всем мире.Мы выходили на «РусГидро», отправляли им наше предложение еще в прошлом году. Но не получили даже формального ответа. Меж тем воплощение нашего проекта не представляет технических сложностей. Показательно, что им уже заинтересовались европейские инвесторы, а в родной стране мы не можем найти финансирование… Наш проект уникален, он технологически просчитан – как сделать, как построить, все ясно, ничего нереального в нем нет. У проекта отличное будущее, вопрос только в том, российское ли? И в том, не останется ли Россия страной, безнадежно отставшей от прогресса…Из обращения Валерия и Виктора Чебоксаровых к президенту России Дмитрию Медведеву«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!…хотим проинформировать Вас, что в Дальневосточном государственном техническом университете разрабатывается инновационный проект ветроэнергетических морских установок (ВЭМУ). По нашему мнению, ВЭМУ является на данный момент самым перспективным ветроэнергетическим проектом в мире. И при организации производства таких установок Российская Федерация может за несколько лет стать мировым лидером в шельфовой ветроэнергетике, ныне самой быстроразвивающейся части новой энергетики.При этом освоение производства даже самых крупных турбин ВЭМУ не представляет значительных технологических трудностей для отечественной промышленности, но может дать существенный толчок к развитию многих предприятий, в особенности на Дальнем Востоке России. Вместо экономически неоправданного ветропарка на острове Русском с турбинами японского производства предлагаем разработать и построить существенно более дешевый культурно-развлекательный комплекс на водной поверхности с ветровым приводом. Впоследствии предлагаем передать комплекс для экспериментально-образовательной деятельности Дальневосточному федеральному университету».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ.