Бензин подорожает более чем на 300 рублей за литр. В пользу государства

Со дня на день во Владивостоке начнется резкое повышение цен на высокооктановый бензин.

21 февр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №82 от 21 февр. 1997

Со дня на день во Владивостоке начнется резкое повышение цен на высокооктановый бензин.

Это коснется топлива отечественного производства и импортируемого из-за рубежа. И дело вовсе не в том, что в краевом центре подошли к концу его запасы. Просто государство решило в очередной раз поправить свое пошатнувшееся финансовое положение за счет своего народа - частных владельцев машин, автотранспортных предприятий, предприятий и фирм, имеющих на балансе автомобили, российских нефтеперерабатывающих заводов, импортеров дешевого бензина.

Обвальное повышение стоимости нефтепродуктов прокатится по всей стране. Просто во Владивостоке, где доля зарубежных видов бензина значительно превышает реализуемые объемы их отечественных аналогов, местные коммерческие структуры с этим столкнулись раньше - через наши таможенные органы при растаможивании очередной партии бензина.

Государство особо не афишировало своих действий по подготовке изменений и дополнений в федеральный закон “Об акцизах”. Еще 25 декабря прошлого года Государственная дума приняла обновленный закон, который буквально на следующий день одобрил Совет федерации. 10 января президент России его подписал. Таким образом, с 1 февраля российские производители и приравненные к ним импортеры стали платить акцизы за свою продукцию по новой схеме.

На первый взгляд, ситуация изменилась незначительно - раньше ставки акцизов по подакцизным товарам в части автомобильного бензина составляли 20 процентов. Теперь они равны 25 процентам. Хотя и эти 5 процентов не удешевляют продукцию, главный удар по карману потребителей спрятан в последующей расшифровке.

По просьбе “В” независимые эксперты во Владивостоке провели сравнительный анализ, и оказалось, что в связи с изменением объекта налогообложения (раньше только таможенная стоимость, а теперь таможенная стоимость + таможенная пошлина + таможенный сбор) претерпел трансформацию и сам порядок исчисления акцизов.

Плательщики (заводы-изготовители, фирмы-импортеры) должны сами определять суммы акцизов по товарам, на которые установлены ставки акцизов в процентах, по предлагаемой правительственными чиновниками формуле:

С = (Н х А) / (100% - А),

где С - сумма акциза, Н - объект обложения (отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы), А - ставка акциза в процентах.

В этом случае получается:

С = (Н х 25%) / (100% - 25%) = H х 33,3%.

Вот и получается, что ставка акциза возросла не до 25 процентов, а до 33,3 процента, хотя коэффициент извлечения акциза официально равен 25 процентам. То есть если раньше на реализуемый товар накручивали одну пятую его стоимости, то теперь накручивают одну треть, но никак не одну четверть. Согласитесь, что это не одно и то же.

При этом в новой трактовке закона говорится, что “с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона и в случаях применения для исчисления акциза рыночных сумм цен сумма акциза определяется по формуле:

С = Н х А,

где Н - рыночная цена с учетом акциза или сумма получаемых денежных средств, или стоимость опциона”.

То есть в случае реализации товара (отечественного или импортного), за который государство уже получило сполна, включая акциз в размере 33,3 процента, на него вновь накручивается акциз, но уже в размере 25 процентов.

Несколько специалистов в нашем городе выдвинули гипотезу, что в федеральный закон вкралась ошибка (неизвестно - сознательно или из-за элементарной глупости чиновников, его готовивших). В первой формуле вместо “100% - А” должно быть “100% + А”. Тогда Н будет умножаться на 20 процентов, как это было до принятия данного документа. А ставки акцизов на автомобильный бензин будут браться по новой схеме в 25 процентов только при его реализации.

Пока что перед владивостокскими фирмами стоит нелегкая задача. Им надо определиться в новой цене на бензин. Причем государству они уже платят по новой схеме, но только за топливо, доставленное из-за рубежа. Отечественные заводы-изготовители еще не определились в своих отпускных ценах. Журналист “В” пытался через коммерческую службу “Приморнефтепродукта” выяснить новые расценки на высокооктановый бензин. Однако будущие цены пока что держатся в тайне - видимо, их обнародуют в момент введения в действие. Именно по такой схеме действуют некоторые местные продавцы нефтепродуктов, то есть ставят покупателя перед свершившимся фактом.

Если самим произвести расчеты по вышеизложенным ставкам акцизов, то можно предположить, что нынешний бензин РОН-95 импортного производства или АИ-93 с Комсомольского нефтеперерабатывающего завода с действующими пока ценами 2400 рублей за литр будет стоить как минимум 2719,2 рубля за литр. То есть дороже на 300 с лишним рублей.

Видимо, и в свободной продаже он появится по цене от 2700 рублей и выше. Скорей всего более резкий виток цен не предвидится, поскольку бензин тогда будут покупать в меньших объемах. Это невыгодно коммерсантам, работающим не на большой разнице между реальной и завышенной стоимостью, но на больших объемах продаж при минимальной накрутке на развитие собственных предприятий.

К тому же если у какой-то фирмы и появится желание поднять расценки на АЗС на запредельную высоту, то ей не позволят это сделать коллеги по бензиновому бизнесу. В любом случае теперь, когда государство решило пополнить свои закрома за счет простых владельцев автотранспорта, членам “нефтяного клуба” (неважно, что они представляют - коммерческие структуры Владивостока, Находки, северных территорий края или “Приморнефтепродукта”) необходимо работать с наименьшими потерями для обычных жителей Приморья. В этом случае люди их поймут.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, “Владивосток”