Полюбите королеву. Из XVI века...
В первом классе Пашка Горбенко взял почитать книжицу с полки. Нет, не “Карлсона, который живет на крыше”, а “Жизнеописания знаменитых греков и римлян” Плутарха. От этого Паша не стал каким-то засушенным отличником - нет, обыкновенный парень, замечательный друг, спортсмен, заядлый футболист. Правда, на днях девятиклассник владивостокской гимназии № 2 Павел Горбенко привез из города Великий Новгород полную и безоговорочную победу во Всероссийской олимпиаде по истории.
В первом классе Пашка Горбенко взял почитать книжицу с полки. Нет, не “Карлсона, который живет на крыше”, а “Жизнеописания знаменитых греков и римлян” Плутарха. От этого Паша не стал каким-то засушенным отличником - нет, обыкновенный парень, замечательный друг, спортсмен, заядлый футболист. Правда, на днях девятиклассник владивостокской гимназии № 2 Павел Горбенко привез из города Великий Новгород полную и безоговорочную победу во Всероссийской олимпиаде по истории.
“В первых двух турах олимпиады все отвечали на вопросы. В третьем предложили два десятка тем для сочинения, - рассказывает Павел. - Я выбрал тему, сформулированную строками Бродского:
“...У истории русской страницы хватит для тех, кто в пехотном строю смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою”.
Осмысление такой философичной темы школьник начал с времен Ивана Грозного, потом - Отечественная война 1812 года. Потом Великая Отечественная, ведь стихотворение Бродского как раз и называется “На смерть Жукова”. “Власть безжалостна даже к победителям. Возьмите судьбы князей Трубецкого и Курбского, позже - генерала Ермолова, отправленного на Кавказ, и Барклая-де-Толли (“Не забудьте дефисы”, - напоминает мне Паша), сосланного в Лифляндию. И сталинские репрессии, перемоловшие уже в нашем веке судьбы тысяч победителей”.
Да, сколько книг надо прочесть и принять близко к сердцу, чтобы так знать историю. “Люблю Пикуля, Дмитрия Балашова, Юрия Лощица. Книга Волкогонова “Триумф и трагедия” спорная, но очень интересная”.
- Паш, а в какой эпохе ты мечтал бы оказаться?
- В Древнем Риме. Интересно было бы понаблюдать за реакцией народа, когда пришла весть об убийстве Цезаря. До сих пор не могу понять, как к нему народ-то относился?
С первых книг о Древнем Риме пришла любовь к истории. Рим до сих пор удивляет: устоял, когда менялись императоры и страна была полна тревог. И пал, когда власть казалась незыблемой и сильной. Аналогии с Россией? Когда-нибудь будут аналогии, глубокий анализ, а зачем же тогда история? Но пока идет накопление знаний. Русская история поначалу показалась страшно скучной. Потом в жизни появилась учитель Елена Михайловна Федорова, и Древняя Русь засияла яркими красками человеческих страстей. “Хочу поступить на исторический факультет ДВГУ. Пора футбол бросать, оставлю его так, для здоровья. Потом мечтал бы заняться наукой. И написать историю Бохайского царства. Там столько неизвестного”.
- А в кого из женщин в истории ты бы влюбился? В Наталью Гончарову? В Клеопатру?
- В английскую королеву Елизавету I. Годы жизни 1533-1603 (выпаливает без запинки). Она не слишком-то раcсчитывала на престол, была нелюбимой дочерью. А став королевой, сделала Англию великой морской державой. Была красива, в меру тщеславна - только если вопрос касался родной страны. И с мужским складом ума.
Паша - из семьи научных работников, мама - химик, папа - физик. “Дома у нас все располагает к умственному труду. Мы дома все книгочеи”. Есть у Паши мечта: поскорее дожить до каникул и завести наконец компьютер и пройтись по историческим сайтам. А потом - зарыться с головой и глубже в электронные фонды “ленинки”...
- Паша, уже на твоем веку оценки истории не раз успели поменяться. Октябрьская революция - это хорошо? А перестройка?
- Критиковать сейчас революцию - все равно что пинать упавшего. От историка требуется бесстрастность. А перестройка... Я не помню, что было до того. Дедушка говорит, раньше было лучше. А мама - хорошо, что все так случилось. Можно, свою историческую оценку я выскажу через пару лет?
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"