Гулливер в стране Третьяковке

Как приобщиться к богатствам легендарного художественного музея, не покидая Владивостока

15 сент. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4853 (6558) от 15 сент. 2021

Всего-то несколько контейнеров – обычных, но причудливо соединенных, выкрашенных и облагороженных. А в них, вы не поверите, чуть ли не вся Третьяковская галерея уместилась. С «Явлением Христа народу», «Девочкой с персиками», «Купанием красного коня» и другими ее шедеврами…

Где такое чудо и как такое возможно, спросите вы. А вот сумели сотрудники и дизайнеры Государственной Третьяковской галереи придумать и воплотить в жизнь проект «Третьяковка в движении» (6+) – на радость нам, владивостокцам. Проект еще две недели, до 26 сентября, будет работать на верхней площадке набережной Спортивной гавани. И вход свободный.

Искусство врывается в повседневность

– Мы впервые обратились к жителям Владивостока напрямую, выйдя за музейные стены, – говорит Лара Котрелева, директор филиала Третьяковской галереи во Владивостоке. – Мы хотим построить диалог с горожанами – рассказать им о галерее и услышать, что бы они хотели получить от появления культурного центра на Орлиной сопке, где разместится и наш филиал…

Мультимедийная экспозиция в павильонах состоит из восьми залов. Она рассказывает посетителям о Павле Третьякове и коллекции галереи, дает возможность в интерактивном формате узнать что-то новое о знакомых всем с детства шедеврах или представить себя присутствующим в московском музее.

Кроме того, «Третьяковка в движении» – это лекции, мастер-классы и кинопоказы, большая образовательная программа. В нее включен лекционный экспресс-курс «Тысяча лет русского искусства», который расскажет о своеобразии искусства разных эпох от Средневековья до наших дней. Он даст представление об эволюции стилей русского искусства и его месте среди других европейских школ.

Программа кинопоказов спецпроекта направлена на знакомство гостей с творческим наследием русских художников, с отдельным фокусом на приморское искусство.

Для детской и семейной аудитории запланированы два блока творческих мастерских – «Эксперименты с классикой» и «Игра в авангард». Они помогут понять, как создаются шедевры изобразительного искусства, и позволят в игровом формате исследовать художественные материалы и экспериментировать.

Уличный художник Кирилл Крючков научит смотреть на город глазами художника и видеть «линию горизонта» даже там, где ее, на первый взгляд, нет.

– Внутри павильонов у нас интереснейшая экспозиция, которая в необычной и доступной форме рассказывает о Третьяковской галерее, о шедеврах, которые хранятся в ее фондах, – объясняет Лара Котрелева. – Мы старались сделать акцент на том, что за каждым, казалось бы, известным шедевром стоят истории, которые нам совсем неизвестны. И человек может улучшать свой опыт зрителя, уже не просто глядя на картину, а вглядываясь, находя те детали, о которых идет речь в этих историях.

Также мы попытались дать посетителям новые инструменты для понимания искусства начала XX века и современного искусства – как к нему подходить, от чего отталкиваться. Эта экспозиция и об истории нашей галереи, и о тех инструментах, которыми мы можем пользоваться, привнося искусство в нашу повседневность.

Где тут «Девочка с персиками»?

И правда. Входишь в павильон – и ты словно в самом деле в Третьяковке. Той самой. Можно сканировать QR-код и прослушать онлайн-лекцию об истории картины – «Сватовство майора», скажем, или «Не ждали». Можно оказаться в комнате, где залы Третьяковки представлены в миниатюре – до деталей воспроизведена развеска картин, даже скамейки стоят. А об узнаваемых с первого взгляда картинах, например, «Девочка с персиками», «Над вечным покоем», «Демон сидящий», «Христос в пустыне», «Утро в сосновом бору», «Незнакомка» можно узнать много нового…

Вот, например, «Явление Христа народу». Вокруг картины сошлись несколько мифов, самый распространенный из них: художник Иванов изобразил среди героев толпы себя (в образе путешественника) и Гоголя, с которым сдружился в Италии (в образе «ближайшего ко Христу»). Однако эти легенды не нашли подтверждения в ходе детального исследования полотна.

Или «Девочка с персиками». На ней изображена Вера, дочь Саввы Мамонтова, мецената и промышленника. Работа над портретом длилась больше месяца, Серов добивался, как он сам говорил, «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Тончайшее мастерство живописи лица противопоставлено стремительной манере, в которой исполнены детали интерьера, фрукты на столе и даже руки Веры. Работа Серова произвела фурор в художественной среде и может считаться отправной точкой для развития импрессионизма в России. 

А «Демон сидящий»? На протяжении всей жизни Врубель был поглощен образом демона, ставшего не только центральной темой творчества художника, но и своеобразным отражением его духовного пути и творческой судьбы.

Заглянешь во все мини-залы, ощущая себя Гулливером, а в соседнем помещении вдруг наступаешь на настоящую гальку, а с экрана на тебя в буквальном смысле накатывает море Айвазовского! И так в каждом отсеке павильонов.  

– «Третьяковка в движении» – это еще один шаг на пути к появлению масштабного культурного центра на сопке Орлиное Гнездо. До момента открытия собственного экспозиционного пространства во Владивостоке Третьяковская галерея продолжает представлять выставочные и просветительские программы в сотрудничестве с региональными партнерами, – отмечает Лара Котрелева. – Надеюсь, что за это время горожане привыкнут к мысли о том, что Третьяковка рядом. Мы хотим лучше понять владивостокского зрителя, узнать, что ему интересно, какие способы общения, какие выставки он ждет… А для нас название проекта вообще животрепещущее: мы ведь действительно движемся на восток, филиал Третьяковки обязательно откроется здесь, нашу галерею и столицу ДФО связывают большие планы.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА