Бюджет развития как забытые пятилетки

Традиционные бюджетные споры - как на федеральном, так и на региональных уровнях - при формировании кредитно-денежной политики на 1997 год отличаются определенным своеобразием.

31 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №48 от 31 дек. 1996

Традиционные бюджетные споры - как на федеральном, так и на региональных уровнях - при формировании кредитно-денежной политики на 1997 год отличаются определенным своеобразием.

Вроде бы в 1996-м наконец-то удалось достигнуть приемлемого уровня инфляции, но вместо прогнозируемого финансового благополучия мы получили спад по абсолютно всем макроэкономическим показателям. Приморская промышленность по сравнению с 1995-м произвела в сопоставимых ценах продукции на 10 с “лишком” процентов меньше. В машиностроении, стройиндустрии и легкой промышленности объем производства сократился вдвое. Доля обрабатывающих отраслей в общекраевых показателях снизилась до 12,8 процента.

Год самой низкой инфляции наглядно продемонстрировал, что только жесткими монетарными способами экономику не спасти. Необходима и активная промышленная политика. В этой связи правительством “рожден” так называемый “Бюджет развития на период 1997-2000 годов”, в чем-то весьма напоминающий уже забытые пятилетние планы. Безусловно, попытка долговременного финансового планирования вызвана глубокой депрессией в национальном промышленном производстве. Предполагается, что расходные статьи бюджета развития будут отделены от текущих нужд годовых бюджетов, поэтому инвестиционные ресурсы в его рамках останутся защищенными (к слову, в США проекты бюджетов рассчитываются на 5 лет вперед).

Бюджет развития рассматривается как важный инструмент экономического роста. К сожалению, в плане проведения региональной политики он страдает теми же недостатками, что и вся действующая в настоящее время нормативная база хозяйственного права. По мнению специалистов комитета экономики и планирования администрации края, сейчас она совершенно не учитывает специфических особенностей субъектов федерации. Например, “оборонное” Приморье в 1995 и 1996 годах не получило ни копейки утвержденных конверсионных кредитов, предусматриваемых специально разработанной программой правительства РФ. Между тем мировой опыт показывает необходимость применения государственной протекционистской политики (налоговые, тарифные, бюджетные и другие меры поддержки) по отношению к отдельным территориальным образованиям.

Комитетом экономики и планирования краевой администрации прогнозируется несколько вариантов развития Приморья в наступающем 1997 году. Ключевую роль в них играют элементы федеральной поддержки. По наихудшему сценарию - отсутствие финансирования госзаказа, значительный рост тарифов на энергоносители, увеличение транспортных издержек и т.д. - дальнейшее снижение промышленного производства может составить 8-9 процентов. При этом падение объемов на предприятиях машиностроения в 1997-м станет обвальным (40 и более процентов) вплоть до полной остановки. Со всеми вытекающими последствиями. Реализация мер господдержки, в частности определенных протоколом совещания под руководством первого заместителя главы правительства Алексея Большакова, может значительно сократить темпы спада производства (прогнозируемый в этом случае индекс физического объема составит 98,1 процента от уровня 1996-го).

Учитывая, что дополнительная нагрузка на Приморье в связи с выполнением федеральных функций оценивается минимум в 30 процентов доходной части бюджета, их полноценная реализация невозможна без активного участия и поддержки государства. По мнению специалистов, 1997 год вполне может стать началом формирования эффективной территориальной структуры экономики.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, заместитель редактора экономического отдела “В”