Тропою Маши и медведя

ФИПРЕССИ – международная организация, объединяющая кинокритиков и киноведов. Уже много лет подряд на кинофестивале «Меридианы Тихого» работает и жюри от этой солидной, весьма влиятельной в киномире структуры. На пресс-конференции с членами этого жюри неожиданно разговор зашел о детской кинопродукции и о том, покупают ли наше кино за рубежом.

17 сент. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4574 (6279) от 17 сент. 2019

– Недавно мы создали анимационную студию Paranoid Animation Studio и уже запускаем в производство несколько сериалов, – рассказала Алена Сычева, кинокритик. – Точнее, три. Для разной возрастной аудитории. Флагманский наш проект – «Дорога миров», сериал для мальчиков-школьников, он про приключения и волшебные миры. Второй – «Параноик», сериал для взрослых. И третий – сериал для малышей, дошколят, он про отношения, про социализацию: как дружить, как общаться с другими детьми. Авторы всех трех проектов – россияне, но создавать сериалы планируем по всему миру, в частности, рисовать почти наверняка будут в Корее, музыку писать – в Канаде. Да, наш проект – международный, и наши сериалы мы хотим сразу показывать по всему миру. Почему? Потому что перспективы проката в России довольно туманны. Наши основные телеканалы с этого года вообще не берут в эфир ничего для детей старше дошкольников. Нам объяснили: на мультсериале для дошкольника легко зарабатывать. Игрушки, шампуни, конфетки с героями таких сериалов мамы и папы покупают малышам, а вот на детей постарше это уже так не действует, они не просят купить им что-то именно с символикой того или иного фильма или сериала. При этом в нашей стране и в мире высокий голод на проекты для школьников и подростков, потому что их мало. Особенно для мальчиков. Потому что девочки часто переходят в мир мальчиков, скажем так, начинают смотреть «Звездные войны» или еще что-то. А мальчики в мир девочек не переходят: про принцесс и пони им неинтересно. Поэтому на проекты для них у зрителя есть спрос. Другое дело, что компаниям проще зарабатывать на пони для дошколят. 

Надеюсь, наши работы станут весьма популярны в России и во всем мире. В определенном смысле наш ориентир – не с точки зрения творческой, а с точки зрения успешности – мультсериал «Маша и медведь», который стал мегапопулярен во всем мире. Помню, когда «Машу и медведя» только показали на фестивале в Суздале, критика от него камня на камне не оставила, и даже приезжал американский какой-то специалист, который попунктно объяснил, почему «Машу и медведя» никогда не станут смотреть в Европе или США. А сегодня он популярен именно в этих странах. Мало того, «Маша и медведь» неожиданно выстрелили в арабском мире.

Оказалось, все дело в маленькой детали: Маша в мультфильме часто в платочке на голове. У нас это традиция – так изображать героинь русских народных сказок, а арабы восприняли девочку с покрытой головой как свою… 

Вообще, замечу, что в мире с недавних пор стали активно покупать нашу сериальную продукцию. Например, работа Бориса Хлебникова «Обычная женщина», снятая для родной аудитории про русскую женщину, которая и коня на скаку, и все прочее, неожиданно оказалась популярной во множестве стран. Там тоже, оказывается, есть такие представительницы прекрасного пола. 

Мало того, два года назад на крупнейшем кинорынке в Каннах была отдельная программа «Русская революция», где были представлены сериалы на эту тему. Оказывается, очень популярную на Западе. И их активно покупали. Работу Владимира Хотиненко «Ангелы революции», «Хождение по мукам» и многие другие. 

Рене Маркс, кинокритик из Франции, рассказал о том, как в его стране на государственном уровне заботятся о том, чтобы французские дети смотрели родное кино, любили и понимали его.

– Во Франции много лет работают государственные программы, которые обеспечивают посещение детьми кинотеатров, – подтвердил Рене Маркс. – Дети с 3 до 18 лет ходят в кино вместе с педагогами на фильмы производства Франции – новые и классические. При этом дети не просто идут в кино, они готовятся к просмотру фильма до того, как пойти на сеанс, разбирают увиденное и обсуждают. Для этого существуют специальные учебные пособия. Да, во Франции есть уроки кино. Не такие важные, как французский или математика, но они есть в расписании и учат понимать кино и разбираться в нем. Государство считает, что это важно. 

Кроме того, во Франции много компаний, которые занимаются созданием и продюсированием кино. И они примерно производят около 220 фильмов в год. Уверен, что это больше, чем в любой стране Европы. Фильмы детские и взрослые. И основаны  они на оригинальных сценариях, не копирующих Голливуд. Словом, настоящее искусство. И его видят, смотрят наши дети. На мой взгляд, это правильно.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ