Рабочим скучно работать, не поев гребешка?

Интересно, что, обсуждая возможности региона, промышленники порой сами его не очень хорошо знают.

15 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4003 (139) от 15 сент. 2016

Так, Вадим Швецов, генеральный директор ПАО «Соллерс», назвал еще одну проблему Дальнего Востока, которая тормозит развитие промышленности, – отсутствие инженерных кадров. Он называет автосборочный завод «Соллерс» во Владивостоке главной кузницей технологов для местной промышленности. По его словам, самое главное производство на автозаводе в приморской столице – это учебный цех. И он работает всегда в три смены.

– Раньше была стопроцентная текучесть кадров. Например, рабочие не понимали, как можно стоять на конвейере и выполнять скучную монотонную работу полную смену, никуда не сходить, не поесть гребешка… Потребовалась большая селекционная работа, чтобы сформировать коллектив. За несколько лет мы это сделали, – делится Вадим Шевцов.

Он считает, что во Владивостоке в приоритете морские, а не инженерные специальности. Ирония судьбы в том, что, по сути, отверточное производство «Соллерс-Дальний Восток», на котором трудится порядка двух тысяч человек, размещается на территории бывшего ОАО «ХК Дальзавод». Судоремонтное предприятие было флагманом отрасли во времена СССР, в его штате на момент расцвета трудилось свыше 20 тысяч человек. Причем подавляющая часть – высококвалифицированные рабочие 4 – 6-го разряда. Грубо говоря, этот уровень квалификации слишком высок для поточного производства, а для судоремонтного не имело смысла брать на работу менее образованных – ремонт военных кораблей и огромных рыбоперерабатывающих плавбаз требовал от рабочих знаний среднетехнического уровня, или колледжа по-нынешнему. Инженеров, технологов и конструкторов для Дальзавода, в составе которого были металлообрабатывающие, механические и сборочные цеха, готовил Дальневосточный технический университет. Завод работал в тесной связке с вузом, ведущие специалисты предприятия читали лекции и вели лабораторные занятия в аудиториях, а будущие корабелы закрепляли теорию практикой в цехах Дальзавода. Технические новации и инженерные решения отрабатывали на экспериментальных площадках совместно специалисты предприятия и преподаватели вуза. Это давало прогрессивные результаты. Достаточно вспомнить, что именно на Дальзаводе под руководством родоначальника электрической сварки на Дальнем Востоке ученого и инженера Виктора Вологдина было построено первое цельносварное судно в СССР.

Конечно, сейчас на дворе иные реалии. После перестройки наступила постиндустриальная эпоха. Судя по предпочтениям абитуриентов, настроенных мудрыми родителями, заглядывающими на много шагов вперед своих чад, сейчас народное хозяйство больше нуждается в экономистах, юристах и сотрудниках сферы обслуживания. Промышленные заводы, принимающие на работу инженеров и технологов в массовом порядке, исчезли с экономической карты региона или значительно сократили свои мощности. Тот же оборонный Дальзавод лишился немалой части территории в пользу гражданской сферы. В одном из его цехов, кстати самом новом, разместился автозавод, в каком-то – торговый центр… В общем, потребность в огромном числе инженеров пропала, опытные специалисты и выпускники технических специальностей вынуждены были «переквалифицироваться в управдомы».

Но не верится, что инженерные традиции канули в прошлое, ведь ведущий технический вуз региона вошел в состав ДВФУ и продолжает выпускать кадры для промышленных предприятий. А что касается приморцев, неспособных к скучной и монотонной работе, то не стоит обольщаться: в любой стране трудно найти любителей таковой. И выход из ситуации давно найден – автоматизация и роботизация производства. Для поточного производства, к коему относится автопром, и с учетом нашего малолюдного региона это самый оптимальный вариант. В Японии и Южной Корее эти технологии доведены до максимально возможного совершенства, и абсолютно прав генеральный директор агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин, призывающий закупать передовые зарубежные технологии, а не наращивать активы и тащить в регион гастарбайтеров. 

Автор: Александр КАРАСЕВ