Между молотом и шпераком

Корреспондент «В» побывал в кузнице городского фестиваля «Владивостокская крепость»

19 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3988 (124) от 19 авг. 2016
746de3d2ca911a22149306b4c6525c04.jpg

До фестиваля исторической реконструкции на форте Поспелова осталось чуть больше недели. Все ярче разгорается огонь в кузне, громче и чаще стучат молотки по неподатливой стали, которой суждено стать либо доспехом, либо орудием.

В мастерской стоит металлический запах токарного цеха, а суровые мужики, которых хоть сейчас отправляй в Средневековье на осаду замка, полируют шлемы и воронят кольчуги в кипящем масле, между делом разминаясь фехтованием

на мечах и общей физической подготовкой. После разминки они дружелюбно и охотно отвечают на вопросы и делятся впечатлениями. По словам организаторов мероприятия, которыми стали администрация Владивостока и клуб исторических реконструкций «Гарнизон», участники действа и зрители будут в настоящем восторге.

Две деревни за кольчугу

Сергей Шкляр, член клуба «Гарнизон», провел для корреспондента «В» небольшой мастер-класс по созданию кольчуги. Дело хитрое и трудоемкое. Потребуется шесть тысяч мелких металлических колец, пассатижи, молоток и великое терпение – на «пошив» одеяния уходит год упорного труда.

– Кольца мы заказываем в Крыму, – рассказывает он, откусывая пассатижами шляпку гвоздя и заклепывая очередной кольчужный «шов». – Можно и поближе достать, но там они дешевле всего. Видите, есть два типа колец. Одни с разрывом, другие без. Сначала мы разжимаем кольцо с разрывом, вставляем в него четыре сеченых кольца. Потом зажимаем кольцо, вставляем гвоздик, откусываем шляпку и заклепываем.

Кольчуга хороша против режущих и колющих ударов. Говорят, ее пробивали боевыми стрелами, но проверить опытным путем никто не решился. От синяков она также не спасает.

Такую кольчугу Сергей собирал 12 месяцев по два-три часа в день. Начинается изделие с так называемого кольчужного лифчика – верхней части. Если ты его сделал, то, скорее всего, все остальное тоже получится. Вес рыцарского доспеха около шести килограммов.

– В X и XI веках иметь кольчугу было очень престижно, – продолжает гарнизонец. – Она была довольно дорогая и передавалась по наследству.

Однако сейчас в экономическом плане дело не особо выгодное. Это раньше за кольчугу можно было купить две деревни.

Шлем не даст потерять голову

Валерия Германа, члена клуба «Гарнизон», корреспондент «В» застал за изготовлением латного плеча.

– Берется заготовка, которая представляет собой, по сути, кусок трубы, и на шпераке (специальной наковальне. – Прим. авт.) он выколачивается, постепенно принимая необходимую форму. На пару уходит три часа, – объясняет Валерий Герман.

Валерий заявился на участие и в бугурте (командный рыцарский бой), и в одиночных поединках. Оптимальное облачение для таких состязаний – усредненный рыцарский доспех образца XIV века. В снаряжении у него есть и готический доспех, который применяли в XVI веке, но он более тяжелый. 

В зависимости от комплектации все рыцарское обмундирование может весить от 15 до 35 килограммов. И тут уже следует найти золотую середину – рыцарь должен быть не только хорошо защищен, но и подвижен на поле боя. Иначе его просто исколотят булавами, прежде чем он успеет взмахнуть своим мечом-бастардом. О важности этого баланса говорил шлем, покрытый вмятинами, как луна кратерами.

– Этот шлем видел много боев, – заметил Валерий. – Голову он защищает хорошо, удары особо не чувствуются. Только звуки, если ударят булавой, как в центре колокола.

Поэтому серьезных повреждений современные рыцари не получают. Только ушибы, синяки, ссадины, переломы пальцев…

Весь Дальний Восток

Тут же, в мастерской, на импровизированной боевой арене проходил тренировочный поединок. Вместо меча и щита – палки, обмотанные тканью, и мягкая защита. Выбыть из-за травмы перед настоящим боем никто не хочет.

– Мы сейчас активно готовимся к фестивалю «Владивостокская крепость» – турниру по историческим средневековым боям, который проводит клуб «Гарнизон» совместно с администрацией Владивостока, – рассказывает гарнизоновец Павел Бурлаков. – Помимо технической подготовки активно проходят спарринги в облегченном спортивном снаряжении. Мы современные люди и включаем в тренировки элементы кросс-фита и единоборств.

Подготовка – вещь серьезная, особенно учитывая уровень мероприятия. Фестиваль соберет реконструкторов со всего Дальнего Востока. Впервые в нем примут участие представители Магадана.

– В Средние века подобные турниры были чем-то похожи на современные Олимпийские игры. Это было и большое развлечение, и состязание в силе, выносливости, воле к победе. У нас также будут и одиночные, и командные бои, где сражаются две группы по пять человек. У каждого члена команды существует своя роль, различные тактические схемы. И сражение ведется не по подсчету ударов, а пока все противники не будут выведены из строя, не будут лежать на земле. Удары разрешены практически любые.

Кстати, наравне с мужчинами в одиночных поединках будут участвовать и девушки – в одной турнирной сетке. Две спортсменки из Хабаровска уже подали заявки. Будет за кого поболеть.

Как уже писал «В», вопрос проведения фестиваля обсуждался на Совете по культуре и искусству при главе Владивостока. В ходе заседания от членов совета прозвучало предложение по возможности объединить объекты крепости интересными событиями, например, провести здесь фестиваль. Глава Владивостока Игорь Пушкарев поддержал идею и поставил задачу проработать предложение в администрации города и провести фестиваль в конце августа – накануне дня рождения Владивостокской крепости, который отмечается 30 августа.

– Фестиваль «Владивостокская крепость» стартует 27 августа в 13 часов на форте Поспелова. Владивостокцы увидят по-настоящему зрелищные бои, в которых примут участие около 100 реконструкторов из Владивостока, Уссурийска, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска и Магадана, – рассказал директор МКУК «Дом культуры «Владивосток» Алексей Скуридин. – Завершится фестиваль исторической реконструкции 28 августа. Вход на мероприятие свободный.

     

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ