Чтобы не осталось безымянных могил

Участники патриотической экспедиции «Рокада» восстановили более 150 имен солдат Второй мировой

17 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3986 (122) от 17 авг. 2016

Владивосток – Уссурийск – Черняховский – Покровка – Полтавка – Новогеоргиевка – Пограничный – Духовское – сопка Котельникова – Поповка – Камень-Рыболов – Астраханка – Хороль – Владивосток. По такому маршруту проехали в начале августа участники традиционной поисковой экспедиции «Рокада», посвященной в этом году 75-летию начала Великой Отечественной войны. 

За четверо суток около 30 активистов поискового движения из Владивостока и присоединявшиеся к ним в пути следования пограничники, казаки, ветераны и представители администраций Октябрьского, Пограничного, Ханкайского и Хорольского районов привели в порядок несколько одиночных и братских захоронений, возложили на них венки из свежей хвои и полевые цветы. В этих могилах покоятся советские солдаты и офицеры, погибшие в ходе последнего противостояния Второй мировой войны.

Как рассказал «В» руководитель «Рокады», сотрудник Военно-исторического музея ТОФ подполковник запаса Юрий Сыромятников, поисковая группа обследовала места расположения частей Красной армии перед началом главного удара (были найдены предметы вооружения и амуниции), а также армейских госпиталей по линии боевого развертывания 1-го Дальневосточного фронта.

«Рокаде-2016» удалось восстановить несколько забытых имен погибших героев-фронтовиков.

Последнее пике боевого задания

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 возвращался на родной аэродром с разведывательного вылета для корректировки дальнейшего нанесения бомбового удара по передовым позициям Квантунской армии на территории Китая. В ночь на 9 августа 1945 года лил сильный дождь, утро первого дня войны СССР с Японией в западных районах Приморья было хмурым, с низкой облачностью и стелившимся туманом. В этом молоке экипаж Пе-2 при заходе на посадку не разглядел верхушку сопки и врезался в нее.

Летчиков похоронили недалеко от места трагедии, на окраине села Поповка. Времени поставить полноценный памятник над могилой боевых товарищей у летчиков разведывательного авиаполка в тот момент не было – нужно было громить японских милитаристов. После победы его тоже не нашлось. За семь прошедших десятилетий имена членов экипажа Пе-2 забылись…

Участники «Рокады» целый год вели исследовательскую работу, изучали архивы и встречались с участниками тех далеких событий. Личности сталинских соколов удалось восстановить. Из боевого вылета тогда не вернулись командир экипажа старший лейтенант Иван Галуза 1919 года рождения, штурман лейтенант Григорий Пыхтин 1916 года рождения и стрелок-радист старшина-сверхсрочник Василий Шкандрета. Выяснилось также, что радист был приморцем: до войны жил в селе Сысоевка и служил в составе 622-го батальона аэродромного обеспечения. 

На восстановленный обелиск укрепили новую металлическую пластину. На ней выгравирован силуэт Пе-2 и вписаны слова «Вечная память героям» и имена летчиков. Табличку за свой счет выковали артемовские горняки во главе с начальником местного механосборочного участка «Приморскугля» Кириллом Линевичем.

Жертвы японских снайперов

Еще одно восстановленное имя увековечено на новеньком обелиске старой могилы. Похороненный в ней солдат скончался от ранений, полученных из винтовки японского снайпера-камикадзе в километре от линии границы 10 августа 1945 года.

Эта могила считалась безымянной. Но ветераны-пограничники вспомнили трагические события у заставы Новоалексеевской, произошедшие 71 год назад на сопке Котельникова. Шаг за шагом удалось установить фамилию погибшего бойца отдельного тяжелого артиллерийского самоходного полка 5-й ударной армии, расквартированного на направлении главного удара. Им оказался старший телефонист роты связи рядовой Степан Селиванов. Он восстанавливал на сопке перебитый телефонный провод.

Примечательно, что рядового Селиванова похоронили неподалеку от могилы Валентина Котельникова, чье имя носит улица во Владивостоке. Осенью 1935 года 24-летний боец в составе пограничного наряда на безымянной тогда еще сопке отражал провокационную вылазку японцев. И пал в бою от снайперского выстрела самурая.

Участники «Рокады» сумели проехать в погранзону только благодаря разрешению командования погранотряда и на его тяжелой проходимой технике. Заодно выяснилось, что и могила Валентина Котельникова нуждается в реконструкции. Но об этом позаботятся пограничники…

На мемориал пожертвовал даже Валерий Меладзе

Сразу 153 имени было восстановлено для потомков на старом солдатском кладбище на улице Уссурийской в поселке Пограничном. Здесь, на реконструированном мемориале, появились новые плиты с именами рядовых, сержантов, старшин и офицеров. Открытие комплекса приурочили к приезду участников экспедиции.

Но это только часть мемориала. Вторая находится на сопке Снеговой. Она будет торжественно открыта 2 сентября, в день окончания Второй мировой войны. Здесь покоятся останки более полутора тысяч красноармейцев, которые полегли при взятии Хингана.

Средства для реконструкции мемориального комплекса собирались по всей стране, участники «Рокады», разумеется, не стали исключением. Больше всего личных пожертвований прислали военнослужащие и ветераны погранвойск, в том числе и известный российский певец Валерий Меладзе. Всего набралось около миллиона рублей. Благодаря этому народная память о погибших защитниках Отечества будет храниться вечно.

Постамент для Иосифа Сталина

Еще один памятный митинг состоялся в селе Покровка. Как рассказала «В» заведующая краеведческим музеем Октябрьского района Наталья Аграфенина, на территории военно-мемориального комплекса участники автопробега и местные жители возложили цветы к постаменту с установленным на нем легендарным тяжелым танком ИС-2 (Иосиф Сталин).

Приветствуя участников «Рокады», заместитель главы администрации муниципального района по социальным вопросам Лариса Сидоренкова и председатель совета ветеранов Октябрьского района полковник в отставке Алексей Щербак отметили особую важность проводимой поисковиками работы и поблагодарили их за личный пример и вклад в сохранение памяти о защитниках Отечества, не вернувшихся с полей сражений.

Подобные встречи участников экспедиции и местных жителей состоялись также на военных погостах в селах Полтавка и Новогеоргиевка.

Пограничники всех поколений рядом

А вот в Ханкайском районе члены военно-исторического автопробега побывали впервые и встретились там с кадетами казачьего класса средней школы станицы Ильинской. Как рассказала корреспонденту «В» местная жительница Татьяна Гордош, затем они все вместе присутствовали на литургии по погибшим воинам.

На Ханке также покоится множество красноармейцев. Это и погибшие в боях на территории Китая, чьи останки после войны были перезахоронены в России, и умершие от ран и болезней в госпиталях.

Примечательно, что неподалеку от одного такого кладбища 1945 года были погребены 14 солдат и офицеров мотоманевренной группы Ханкайского погранотряда, погибших в 1969 году в боях с маоистами за остров Даманский, а также 11 пограничников, не вернувшихся с войны в Афганистане.

Ну а что касается казачат, то они попросились принять участие в поисковых мероприятиях и работе по восстановлению брошенных захоронений, уборке военных кладбищ и реконструкции памятников вместе с участниками экспедиции. Особое внимание, по мнению всей группы «Рокады», следует уделить солдатскому кладбищу в Астраханке.

– Наша экспедиция состоялась только благодаря помощи местного населения, – подчеркнул Юрий Сыромятников. – В их числе казачий атаман Михаил Машкин и сотрудник администрации Пограничного района Анатолий Долженко (главный поисковик на западе Приморья), кавалер ордена Трудового Красного Знамени Владимир Чернов с Хасана, подполковник Василий Мокий и член Русского географического общества Евгений Садовников из Ханкайского района, член РГО Николай Миков из Хороля, Владимир Казаченко из Уссурийска и многие другие наши земляки.

Справка «В»

Рокада – это железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств.

Детали

– Участники экспедиции жили и питались в походных условиях. Палаточные городки для ночевок разбивали в чистом поле, на берегах рек и водохранилищ. Еду готовили на костре: макароны по-флотски, солдатские каши с тушенкой, борщи. Из напитков были только чай и вода, спиртное в походе запрещено, – отметил Юрий Сыромятников. – Все участники передвигались только на собственном транспорте. К старожилам автопробега прибавились новые участники из числа членов общественных организаций – Союза десантников Приморья и Союза ветеранов боевых действий на Северном Кавказе. Помимо взрослых были и дети. К примеру, мичман Роман Вдовин взял с собой трех несовершеннолетних сыновей и племянника.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ