Раскрасим каменные джунгли

Подпорные стены в столице Приморья становятся произведениями искусства

13 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3966 (102) от 13 июль 2016
aca357461dcbebbdf76c02addd90e865.jpg

Городское пространство Владивостока недавно украсил новый великолепный арт-объект. Невзрачная подпорная стена в небольшом сквере на территории Приморского художественного колледжа, к которой примыкает и территория храма Успения Божией матери, превратилась в настоящее произведение искусства. Теперь это не просто стена, а большое панно, стилизованное под рисунки и летящие строчки из пушкинских рукописей. Таким стильным арт-объектом будет не стыдно похвастать и перед столичными друзьями…

Пером по бетону

Почему именно пушкинские рукописи? Как объясняет автор работы художник-монументалист Павел Шугуров, связь прямая: на фоне этого панно замечательно смотрелся бы бронзовый бюст Пушкина работы Михаила Аникушина, некогда украшавший Пушкинский сквер, который находился совсем рядом и был ликвидирован в 2009 году в связи со строительством Золотого моста.

– Возродится ли Пушкинский сквер, вернется ли во владение города некогда популярное место отдыха горожан? Я очень надеюсь, – говорит художник. – Мне бы очень хотелось, чтобы бюст Пушкина, который петербургский скульптор Михаил Аникушин изваял специально для Владивостока, однажды снова встал на свой гранитный постамент, очень красивый, кстати, и качественно выполненный. И вот для того, чтобы всю эту возможную пушкинскую красоту не портила заброшенная подпорная стена, я предложил ее отреставрировать.

Идея оформить стену рисунками, взятыми из рукописей поэта, как утверждает Павел Шугуров, руководивший, кстати, отделом дизайна городской среды и застройки территории администрации Владивостока с 2010 по 2013 год, пришла сама собой. По его словам, традиционный подход при оформлении пушкинианы мог вызвать недовольство у молодежи, а инновационный – у старшего поколения.

Графика Пушкина так же гениальна, как и его стихи: специалисты отмечают свободу и артистичность штрихов, пластичность линий. Выводя на полях своих рукописей живописные наброски, поэт проявляет необычайную выразительность, острую характерность, веселую карикатурность или нежнейший лиризм.

– Скомпилировав эти рисунки, я перенес их на стену, и образы органично вписались в протяженную композицию. Важно было создать их такими, чтобы они не бросались в глаза, а создавали фон для бюста поэта. Лишь подойдя ближе, зритель увидит надписи и рисунки, – объясняет автор проекта.

Стену украсили самые разные изображения, создающие иллюзию бессистемности и случайности. Хотя один мотив все же прослеживается: как признался художник, строчки из знаменитого стихотворения Пушкина «Молитва» появились неслучайно, как и изображение храма, нарисованного поэтом для другого стихотворения. Дело в том, что рядом со сквером расположен Успенский храм, поэтому православная тематика органично свяжет все строения в единый ансамбль.

Еще одной изюминкой нового арт-объекта стала техника оформления.

– Рисунок наносился не красками, а процарапывался по еще не высохшему бетону. Такая техника создания настенных изображений называется сграффито, ее главное достоинство – большая стойкость, что особенно важно в непростых условиях нашего климата.

К слову сказать, метод сграффито уже успел хорошо зарекомендовать себя во Владивостоке. Первым объектом, украшенным в подобной технике, стала подпорная стена на «Молодежной». Правда, это решение пришло не сразу…

Красками стену не склеишь

– В 2009-м я вернулся во Владивосток после обучения на художника-монументалиста в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица. Этот вид искусства к началу 2000-х годов в приморской столице был основательно забыт, – сетует Павел Шугуров. – Поэтому я и обратился в мэрию с предложением заново развить городское монументальное искусство.

Первой работой амбициозного художника стала птица с веткой багульника, которая «поселилась» на крыше университета профсоюзов, что на улице Всеволода Сибирцева, 15 (ее хорошо видно с верхней площадки фуникулера). Эта первая ласточка всем понравилась, после чего глава города Игорь Пушкарев предложил Павлу разрисовать подпорные стены. Это и стало отправной точкой в преобразовании городской среды Владивостока. Унылые, серые стены начали уходить в прошлое, уступая место ярким краскам и панно.

– Надо сказать, что изначально я был против именно разрисовки, – признается Шугуров. – Дело в том, что эти подпорные стены в большинстве своем расположены рядом с проезжей частью, то есть находятся в агрессивной среде, поэтому лучше оформлять их долговечными материалами: гранитом, мозаикой или хотя бы фибробетоном. Однако Игорь Сергеевич резонно заметил, что делать сразу в долговечных материалах нецелесообразно: это и дорого, и не факт, что будет положительно воспринято горожанами. А краски хоть и недолговечны, зато дадут возможность начать диалог между жителями Владивостока и городским искусством. И в случае неприятия полотна можно будет со временем заменить его другим.

Художник согласился с мэром, и в результате роспись стен не только украсила город, но и позволила взрастить новое поколение мастеров, которые могут работать в широком формате на городских стенах. Они объединились в арт-сообщество «33+1», хорошо известное сегодня жителям Владивостока.

Первым объектом, который доверили команде молодых художников, стала подпорная стена на остановке «Молодежная». К 2009 году она приобрела безобразный вид, портящий облик центрального проспекта: из-за грунтовых вод гранит, которым она была облицована, стал отваливаться, обнажая бетон. Все недостатки удалось скрыть красками, нанесенными прямо поверх гранитных плит. Однако конструкция продолжала протекать и рушиться, поэтому было принято решение убрать всю мраморную и гранитную отделку, а стену заново оштукатурить и расписать. Эксперименты привели к тому, что в 2013 году удалось найти наиболее долговечный вариант – с бетонными рельефами, которые сохранились до наших дней.

– Техника сграффито оказалась самой оптимальной. С ее помощью мы изобразили на стене 33 символа Владивостока: от чаек и водорослей до правого руля и кораблей. И агрессивная среда им нипочем.

Создайте вид из своего окна

Оценили результат настойчивости художников и в администрации Владивостока. В 2013 году по инициативе главы города Игоря Пушкарева была развернута специальная подпрограмма «Улучшение художественного облика городской среды Владивостокского городского округа», которая вошла в муниципальную программу «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа» на 2014–2018 годы.

– В этой подпрограмме была прописана система улучшения облика города, заложена схема обсуждения эскизов до начала работ и после их окончания, – объясняет Павел Шугуров. – Появилась копилка идей, которую пополняли неравнодушные горожане, желающие украсить свою среду обитания. Их предложения выкладывались на сайте администрации города для обсуждения. Кстати, многие идеи, которые предложили жители Владивостока, были воплощены в жизнь. Все эти инновации стали возможны благодаря личному контролю со стороны Игоря Пушкарева. Замечу, что к сегодняшнему дню выполнено 30 процентов от запланированных до 2018 года работ.

Идея с украшением подпорных стен настолько понравилась горожанам, что они стали забрасывать мэрию просьбами навести такую же красоту и у них во дворе. Художники арт-сообщества «33+1» откликнулись на зов горожан и теперь устраивают так называемые арт-субботники. Суть их в том, что жильцы многоэтажек, которым не нравятся серые придомовые подпорные стены, приглашают профессиональных художников, которые создают эскиз и курируют процесс оформления арт-объекта. А росписью занимаются сами жильцы, попутно знакомясь и обсуждая общедомовые вопросы.

– Это изобретение нашей мастерской, мы таких субботников провели уже восемь, – делится Павел Шугуров. – Мы решили, что так можно подружить людей, живущих в одном доме, но не общающихся между собой. Поэтому за арт-субботники мы денег не берем, это наша гражданская позиция. Проводя мастер-класс, мы советуемся с жителями, какие элементы должны войти в эскиз, вместе продумываем детали. Скажем, при оформлении подпорной стены на улице Космонатов вполне логичным было изобразить Вселенную. Бывает, что у жителей есть свои оригинальные идеи. К примеру, люди, живущие в монолитной высотке на улице Фастовской, 14 (напротив театра оперы и балета), посчитали, что их дом – это своего рода теремок, в котором живет гораздо больше персонажей, чем в одноименной сказке. Поэтому в нарисованном на подпорной стене теремке теперь много разных животных, которые аллегорически изображают обитателей дома.

Творческих людей среди жителей Владивостока очень много, поэтому жильцам домов, которые тоже хотят украсить скучные подпорные стены в своем дворе, нужно собрать команду единомышленников и подать заявку на проведение арт-субботника через сайт арт-сообщества «33+1». Создавайте себе красивый вид из окна – никто не запрещает…

       

Автор: Вадим НАУМОВ