Работы – непочатый край. Приморский

Константин Межонов о том, как сделать представительную власть представительней, а исполнительную – исполнительней

6 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3962 (98) от 6 июль 2016

Приближается 18 сентября – день выборов, а значит, и дата, которая перевернет очередную страницу приморской истории. Перед началом электорального марафона Константин Межонов, один из самых активных и результативных депутатов Законодательного собрания края, рассказал о работе парламентария, о планах на грядущие выборы и о том, почему дискуссии в парламенте – это хорошо.

Откуда берутся законы

– Константин Анатольевич, каким для вас был этот созыв?

– Это первый опыт депутатской деятельности в моей жизни. Хотя, кто такие депутаты, я хорошо представлял и раньше, еще будучи руководителем департамента образования и науки Приморского края. Хорошо представлял потому, что мне приходилось самому писать законы, необходимые для образовательных учреждений: школ, детсадов, детских домов и т.д. Ждать этого от депутатского корпуса было делом долгим и зачастую бессмысленным. Нужно знать специфику данного направления. Далеко не все народные избранники умеют генерировать законы и погружаться в тематику, отличную от собственных интересов.

Иными словами, практика законотворческой деятельности сложилась уже тогда. Более того, уже тогда я привык работать по 12 часов в сутки. Сохранил привычку и в должности вице-мэра Владивостока, и в Законодательном собрании. Сейчас, казалось бы, никто у входа с часами не стоит. Но позволить себе прийти позже 9 утра я не могу. Уйти раньше 18 вечера – тоже. Задержаться – ради бога. Особенно если назначены встречи с избирателями.

Многие мои инициативы рождаются как раз после таких встреч. Когда обозначилась проблема, появилась возможность решить ее системно, сделать так, чтобы такая же ситуация не возникла потом на другой территории.

Постоянный поиск информации очень важен для депутата. Я выписываю большое количество литературы по вопросам социальной сферы. Журналы «Молодежь», «Беспризорник», «Учительская газета», «Вестник образования» и т.д. Часто бывает так, что я, например, нахожу в «Учительской газете» материал о проблеме, которую удалось решить законодательно в том или ином субъекте Федерации. А для Приморья она по-прежнему актуальна. Начинается работа. Необходимо промониторить все субъектовое и федеральное законодательство по данному вопросу. Отсюда рождается заготовка закона. Затем она полируется, дополняется, актуализируется под специфику Приморского края. И только потом вносится в Законодательное собрание в качестве законопроекта. Таким образом, только внесенных законопроектов у меня более 50. К сожалению, не все приняты. Зачастую происходит так, что и закон-то хороший, и написан правильно, но исходит он не от представителей партии власти. Решение – отклонить.

– Тем не менее нельзя не отметить настойчивость, с которой вы продвигаете свои инициативы, поправки и мнение. Ваш голос постоянно можно услышать на сессиях ЗС ПК и заседаниях комитетов. Парламент, по-вашему, это место для дискуссий?

– Во-первых, в споре рождается истина. Во-вторых, если меня слышат средства массовой информации, значит, слышат и избиратели. То, что я считаю нужным высказать как депутат, все равно доходит до людей.

Я не высказываю свою точку зрения там, где некомпетентен или плохо изучил тему. Вы меня редко встретите в комитете по природным ресурсам и продовольствию. Но в социальной проблематике – вопросах образования, здравоохранения, детских домов, оздоровительных лагерей и многого другого – я, наверное, в чем-то более информирован, чем мои коллеги и представители профильных департаментов краевой администрации.

О сборе подписей

– Вы были противником того, чтобы главы районов и поселений избирались не всенародно, а узким депутатским кругом. Что сегодня в избирательной системе края вам кажется важным скорректировать?

– Есть одна ситуация, решение которой, на мой взгляд, давно назрело. Все кандидаты в депутаты муниципального уровня сегодня стараются выдвинуться от парламентских партий, чтобы не собирать подписи избирателей. Это должны делать только самовыдвиженцы. Я считаю, было бы справедливо, если бы депутаты, избирающиеся по одномандатным округам, выдвигались исключительно на основе сбора подписей.

Это абсолютно честный народный фильтр. У нас, например, кандидаты в губернаторы должны пройти муниципальный фильтр – получить одобрение городских и районных депутатов. А муниципальные депутаты, в свою очередь, должны пройти народный фильтр – сбор подписей избирателей.

Праймериз, что придумала «Единая Россия», а точнее их американские коллеги, – это вовсе не отбор кандидатов. Это пиар-акция с такими же технологиями и механизмами. Реальный фильтр – только сбор подписей. Если бы все кандидаты проходили через него, то ушел бы страх быть заранее забракованным.

Стоит задуматься также над тем, чтобы снять потолок по сбору подписей. Минимальный порог пусть остается, а вот максимальный… Если за тебя поставили подписи 10 тысяч человек вместо полутора тысяч, то что в этом плохого?

О встречах с избирателями

– Вы встречаетесь с избирателями. Что они говорят, какие пожелания высказывают и как это отразится в вашей дальнейшей деятельности?

– За эти 4,5 года я погрузился в разную проблематику.

Недавно слушал дебаты. Невыносимо. Многие кандидаты выдают просто детский лепет, далекий от реальности. Я провел много встреч с представителями здравоохранения. Оказывается, существует большое количество вопросов к тарифу ФОМС, который сложился в Приморском крае. Он значительно меньше, чем в других субъектах. Мне интересна калькуляция. Она напоминает проблему нормативов подушевого финансирования детей в школах и детсадах. Когда читаешь рекомендации Минобрнауки, как надо считать, и смотришь, как считают у нас, – это небо и земля. Очень много неучтенных нюансов. Эти проблемы необходимо решать, потому что от них зависит существование более тысячи образовательных организаций и учреждений здравоохранения.

Что касается ЖКХ, то тут самой горячей темой являются взносы за капитальный ремонт. Тема больная, касается каждого. Кое-что получилось сделать. В частности, удалось добиться того, чтобы педагогические работники в сельской местности были освобождены от уплаты сборов за капремонт. В целом я внес 13 поправок в профильный закон. Не все прошли, но надеюсь еще позаниматься этим вопросом. Был и остаюсь принципиальным противником введения закона о капремонте. Считаю, что государство, объявив приватизацию жилфонда, должно было сначала его отремонтировать.

Есть еще одна проблема, которая хоть и не лежит на поверхности, но является ключевой. Какой процент бюджетной обеспеченности в городах и районах? Едешь по краю – разваленные деревни, ужасные дороги, нет освещения. Ни одна муниципальная территория не может похвастать тем, что у нее достаточно средств на содержание местного хозяйства.

Все главы мне говорят: без региональной помощи мы не справимся. В таком случае, может, надо как-то по-другому расщеплять налоги между разными уровнями власти, чтобы территориям хватало? Необязательно ждать, когда губернатор приедет, увидит яму и устроит головомойку. Почему это не может сделать местный глава?

Что касается Владивостока, то город до сих пор не имеет официальный статус столицы Приморского края, хотя и выполняет все ее функции. Этот статус позволит привлечь больше средств на развитие, на ремонт городского хозяйства. Его необходимо добиваться.

Хотелось бы, чтобы Владивосток, учитывая его геополитическое положение, стал бы реально, а не номинально свободным портом. Мы сейчас слышим, что количество территорий на Дальнем Востоке, которые охвачены названием «свободный порт», становится все больше. Но ведь этот закон еще у нас не заработал! Законодательство в этом плане очень неповоротливо. Процессы необходимо ускорять.

Законодательное собрание – это люди, которые пишут правила жизни, наши законы. Наверное, эти люди должны быть на порядок компетентнее представителей исполнительной власти, которые занимаются реализацией законов. А не наоборот. Не должна исполнительная власть командовать представительной. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ