Российское кино – во главе «Меридианов Тихого»

На фильм-открытие подыскивают масштабную отечественную картину

23 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3955 (91) от 23 июнь 2016

Кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» пройдет с 10 по 16 сентября во Владивостоке в 14-й раз.

Пока еще неизвестно, где именно состоится церемония открытия и закрытия «Меридианов», сейчас этот вопрос находится в стадии обсуждения.

Как всегда, основные показы пройдут в кинотеатре «Океан», также, как рассказали в дирекции фестиваля, планируется использовать частично кинотеатр «Уссури» – для больших событий и специальных показов популярных фильмов.

– Мы надеемся, что фестиваль традиционно соберет известных артистов, режиссеров, что эти популярные фигуры медиапространства будут представлять свои новые фильмы, проводить творческие встречи, – говорит Юрий Гончаров, программный директор «Меридианов Тихого». – Твердо могу сказать, что ставшая уникальной приметой, изюминкой нашего фестиваля программа «Кинотуры» будет работать и в этом году, по городам и весям Приморья поедут звезды российского кино, чтобы встречаться со зрителями, которые, как известно, каждый год ждут этих встреч и уже сегодня интересуются, кто же к ним приедет.

В настоящий момент ведем переговоры по фильму открытия фестиваля, по традиции это всегда какое-то большое особенное кино, его найти непросто, тем более что в Год российского кино хотели бы открыть кинофестиваль хорошей, масштабной талантливой новой российской картиной.

– Известно ли уже, кто возглавит международное жюри и кто войдет в его состав?

– Да. Переговоры уже на завершающей стадии. Возглавит его выдающийся отечественный кинорежиссер Владимир Хотиненко. Также свое согласие дала программный директор Шанхайского кинофестиваля Шэнь Ян и подтвердила свой приезд. Ведем переговоры с очень интересным, талантливым тайским режиссером Пен-Еком Ратанаруангом (он уже был на нашем фестивале, а на этот раз надеемся, что он проведет и мастер-класс), с другом фестиваля Эдуардом Вайнтропом (он директор «Двухнедельника режиссеров» в Каннах) и иранской актрисой Лейлой Хатами, которая несколько лет назад получила «Золотого медведя» в Берлине за главную роль в фильме «Развод», также была членом жюри Каннского фестиваля. Вот таким мы хотим видеть наше основное жюри и ведем работу, чтобы все получилось.

Уже все привыкли, что на «Меридианах Тихого» работают три жюри – основное, NetPack и ФИПРЕССИ. Так будет и в этом году.

Жюри NetPack, как надеемся, составят французский кинокритик Макс Тесье (он специалист по японскому кино, организовывал ретроспективы японских режиссеров в центре Помпиду) и австрийский кинокритик Андреас Удгербек (знаток кино Кореи, Китая, Гонконга). Что касается российского участника жюри NetPack, то эта кандидатура сейчас обсуждается.

– Как идет отбор фильмов, какие программы в этом году порадуют зрителя?

– Если говорить о кино, которое и является основным наполнением и основным показателем качества фестиваля, то могу сказать, что фильмов в адрес «Меридианов Тихого» на конец мая поступило немало. Сейчас на отборе более 600 лент, поступивших к нам из стран АТР, и примерно столько же привезли с собой члены дирекции кинофестиваля из Канн, привезут с «Кинотавра» и Московского кинофестиваля… Так что работы отборщикам предстоит еще много – и в довольно сжатый период. Замечу, что программу «Кино России» мы формируем обычно именно после посещения «Кинотавра» и Московского кинофорума.

– Насколько мне известно, в команде фестиваля произошли изменения, кто-то ушел, кто-то пришел…

– Да, я бы назвал эти изменения тактическими. Наталья Тимофеева решила взять творческий тайм-аут, и поэтому отбором занимаются, помимо меня, всем известный Андрей Василенко, который также курирует сопровождающую фестиваль культурную программу, и заслуженный артист России, актер театра и кино, знаток кино Сергей Миллер. Есть и другие замены в команде, но они более касаются служб гостеприимства и так далее, так что не думаю, что это стоит озвучивать.

Скажутся ли изменения в команде отборщиков на наполнении фестиваля? Трудно сказать… В конце июня у нас дедлайн отбора, пока мы в процессе обсуждения… И я не заметил принципиальных различий в восприятии нами программы и в мыслях о том, как она должна выглядеть. Да, отбор – вещь непростая и субъективная, но всегда стараемся помнить о том, что у нас разный зритель. И мы сами его воспитали – люди привыкли к тому, что в наших программах каждый находит фильм по душе. Главный принцип отбора – кино как искусство, стараемся выбирать фильмы, которые наш зритель более нигде не сможет увидеть и тем более в широком прокате.

– Вы сохраните традиционные программы?

– Надеемся, что зритель сможет увидеть полюбившиеся ему «Кино России», «Панораму», «Движение вперед», большой документальный блок, «Семейный сеанс», «После полуночи», ретроспективы (в этом году много значимых круглых дат, и мы надеемся показать фильмы Михаила Ромма – причем и документальные «Обыкновенный фашизм» и «И все-таки я верю», фильмы Григория Чухрая, одного из наших самых титулованных кинематографистов) и так далее. Программу «В фокусе» мы посвятим китайскому кино, просто удивительно, как в этом году вышло много отличных китайских фильмов, спорим о том, какая лента войдет в конкурс, потому что несколько работ ну очень высококлассных.

Хотим показать программу, которая пока носит условное название «Странное время» – о кинематографе 80–90-х годов. В эти годы снимались просто шедевры, например, фильм «Окраина», который мы планируем показать, а сегодня эти ленты почти забыты.

В Год российского кино собираемся на открытой площадке показать все, что снято во Владивостоке (и это будет отличной преамбулой к открытию киностудии – оно тоже пройдет во время фестиваля) местными кинолюбителями и профи. Это будет такая ретроспектива, покажем все более или менее значимое. И главное – свои фильмы будут представлять местные же авторы.

Собираемся провести и круглый стол, в рамках которого обсудим с гостями фестиваля перспективы развития и причудливые дороги российского кино.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ