Камень с берега Монгугая

Что понял столичный художник, разыскав приморские истоки своей семьи

15 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3950 (86) от 15 июнь 2016

Вот старое фото – черно-белое, тусклое, не очень разборчивое. Ему уже полвека. Казалось бы, что в нем такого особенного? А меж тем этот снимок не только привел в Приморье известного московского художника, но и стал поводом для целой творческой акции и сам превратился в объект искусства.

«После тайфуна» – так называется выставка резидента центра современного искусства «Заря» москвича Михаила Заиканова.

– С 1956-го по 1961 год мой отец еще совсем маленьким жил в Приморском крае: дедушка был военным, служил в селах Барабаш и Краскино, – объясняет Михаил. – Помню, как ребенком я не раз рассматривал семейные альбомы, черно-белые фото, запечатлевшие детство моего отца, и как мне все это было интересно, даже волнующе. Более всего меня впечатлял один снимок: люди рядом с домом, стоящим в воде, кругом вода, а на дальнем плане сопки. Взрослые рассказывали, что это было снято во время тайфуна. Когда я вырос, стал интересоваться историей старой фотографии и узнал, что она была сделана в 1956 году, когда на Приморье обрушился тайфун «Эмма», один из самых сильных и разрушительных в истории края.

Прошлое личное и общее

Снимок дома среди разлившейся реки и стал отправной точкой во всей этой истории. Михаил много лет мечтал приехать в Приморье, побывать в Барабаше, возможно, найти «плывущий» дом…

– Когда я узнал, что ЦСИ «Заря» ищет резидентов, то предложил им свой проект и приехал во Владивосток, – рассказывает художник. – И мне все удалось! Я поехал в Барабаш, мне даже удалось попасть в много лет не функционирующий музей воинской славы. Он был закрыт, когда расформировали стоявшую в Барабаше воинскую часть, с тех пор финансирования нет, здание в ужасном состоянии, а музей просто закрыт на лопату…

Когда ехал в Барабаш, волновался: меня предупреждали, что там не очень дружелюбная среда и разговоры о современном искусстве не совсем то, что нужно. Пришел к зданию бывшего Дома офицеров, в котором располагался музей, а там все закрыто, тихо, и только собака лает вдалеке… Здание такое красивое, 1910 года постройки, резные проемы, на стенах – зеркала, картины батальные. И полная темнота и тишина…

Я зашел в парикмахерскую – единственное помещение, которое было открыто, спросил, как попасть в музей. Мне ответили, что он давно не существует. Я стоял на крыльце, думал, что делать дальше. Из парикмахерской вышел мужчина, мы разговорились, и он заинтересовался моей историей, узнав, что я разыскиваю следы пребывания здесь моего деда и отца. Он позвонил хранителю музея, и тот сказал, что через неделю, если я приеду, он меня проведет в музей.

Я приехал. Меня пустили и оставили на час, я все рассматривал, снимал… Изумился, увидев дембельский альбом 1960 года, который был выполнен вполне в модернистском духе (не зря же говорят, что именно в это время в СССР был расцвет дизайна, вот и до армии дошли отголоски, оказывается). А когда я показал своему гиду фото дома в воде, он сразу узнал это место. Дома, конечно, уже нет, но мне все равно хотелось посмотреть само место. И тогда хранитель позвонил ребятам из МЧС, которые ехали в том направлении, и они меня подбросили.

Словом, о поездке в Барабаш у меня остались очень теплые воспоминания. И еще я понял: если современное искусство связано с твоей личной историей, с прошлым семьи, то тебя поймут и помогут. Люди просто раскрываются, когда ты об этом им рассказываешь…

Унесенные стихией истории

Эти впечатления Михаила Заиканова, снимки, сделанные им в Барабаше, и фотографии из семейного альбома стали основой проекта «После тайфуна».

– Основное – это снимок дома, который я перенес на камень, – поясняет Михаил. – На деревянных настилах-мостках разложены другие снимки из альбома, на которых мой отец совсем маленький, они сделаны в Барабаше 50 лет назад. Это семейные хроники, то, что уже – в переносном смысле – унесла вода. А на стенах – фотографии, снятые в Барабаше, и информация об «Эмме» и других тайфунах, накрывавших Приморье.

Для меня этот проект – как отражение нескольких стихий: воды, времени, да и самого человечества, ведь оно тоже в каком-то смысле стихия. Мне было очень важно показать, как жизнь моей семьи пересекалась со стихией истории, ведь сегодня я даже не могу отыскать информацию, касающуюся деда, потому что воинские части, в которых он служил, были расформированы, и все ушло, как в песок…

Из Приморья домой, в Москву, Михаил Заиканов везет с собой камень. Самый простой речной камушек, подобранный на берегу реки Барабашевки, 50 лет назад она называлась Монгугай.

– Этот камень – мой подарок отцу. В речке Монгугай он купался в детстве и пескарей ловил, – говорит Михаил. – Мой отец – геолог, отовсюду в дом привозил камни. И вот этот, я думаю, будет ему особенно дорог. Знаете, в семейных альбомах часто последние страницы не заполнены – как некое многоточие… И мне было важно попасть в то место, где рос мой отец, и поставить все же некую точку. По-моему, я смог сделать это своим проектом. 

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ