Сапог китобоя и коралл, который не влез в такси

Ваши семейные сокровища могут помочь морскому городу поймать уходящую натуру

1 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3943 (79) от 1 июнь 2016
9d335a352a59a915918c48fe89c523ad.jpg

Есть ли у вас дома, уважаемый читатель, музейные раритеты? Погодите, не спешите с ответом. На самом деле вы можете просто не знать или не догадываться, что окружающие вас вещи ценны для истории. Просто потому, что вы к ним привыкли. Но стоит лишь поменять угол зрения, как многое предстанет совсем в другом свете…

Чтобы убедиться в этом, советуем посетить две выставки в Музее города: «Птица, кукла и английский секстант» и «Шли по морю корабли». Они откроют вам глаза на то, что воистину ценно.

В начале августа Музей города на улице Петра Великого, 6, как уже сообщал «В», представит вниманию посетителей большой новый проект «Открытые морские залы». В его экспозициях будет показано, как история Владивостока – морского города, города военного и гражданского флотов – тесно связана с семейной, личной историей самих жителей, и не только моряков. Для этого проекта музей собирает экспонаты – как в своих фондах, так и у владивостокцев из их домашних архивов.

Рубашка тоже может стать экспонатом

– Уже набралось так много интересного, что мы решили прямо сейчас показать зрителям то, что в проект не войдет однозначно, однако тоже достойно внимания, – рассказывает директор Музея города Светлана Воронина. – Так появились на свет две новые выставки. «Шли по морю корабли» рассказывает о десяти самых известных кораблях, которые были приписаны к порту Владивосток либо заходили сюда. «Птица, кукла и английский секстант» – выставка, показывающая, какой путь проходят простые, казалось бы, бытовые предметы от украшения интерьера или игрушки до музейного экспоната и почему происходит именно так…

В этой экспозиции оказалась к месту сингапурская рубашка, расшитая драконами и когда-то невероятно модная. Рядом можно увидеть куртку из Канады и форму моряка торгового флота СССР, пошитую все в том же Сингапуре всего за 24 часа. Конечно, они были привезены во Владивосток вовсе не в качестве музейных экспонатов, но теперь стали «документами» своей эпохи.

А вот уникальная вещь – чучело королевского пингвина. Владивостокский моряк Клим Шейкин был китобоем, ходил в море на знаменитой плавбазе «Советская Россия». В одну из экспедиций вместе с китобоями ходили ученые, помимо прочего они делали чучела из отстрелянных по специальной лицензии королевских пингвинов. Но одно чучело, по мнению ученых, получилось неудачным и его как неликвид подарили Климу Шейкину – за помощь в работе. Долгое время пингвин стоял в обычной владивостокской квартире, а потом моряк подарил его музею.

Артефакты вокруг нас

Чего только нет на этой выставке! Вот коралл, который капитан Геннадий Воронин лично достал со дна моря возле Мальдивских островов во время рейса теплохода «Дмитрий Менделеев». Геннадий Антонович нырял тогда вместе с местными мальчишками. А вернувшись на родину, едва довез коралл до дома: тот был таким огромным (больше метра в диаметре), что не помещался в такси. С годами коралл высыхал, его ветки постепенно отламывались, и все равно то, что осталось, впечатляет размерами – загляните в музей и убедитесь.

А вот значки легендарных круизных теплоходов, которых сегодня уже нет: «Мария Савина», «Любовь Орлова», «Ольга Садовская», «Туркмения», «Михаил Шолохов». Какая огромная страница владивостокской морской истории уместилась в них…

– Все эти вещи – это то, что обычно оседает у людей на полках и что они совершенно не воспринимают в качестве музейных экспонатов: сувениры, одежда, памятные безделушки, – говорит Светлана Воронина. – Из самых разных уголков мира морским путем добираются вещи во Владивосток, становятся частью нашего быта, и вдруг оказывается, что это частичка истории… Мы надеемся, что наша выставка и проект помогут владивостокцам осознать: то, что сегодня нас окружает и кажется привычным, завтра станет «нюансом» истории, истинной редкостью. Например, на одной из витрин у нас разместился целый семейный музей: дед, капитан дальнего плавания, привез зуб кашалота, его дочь, будучи в командировке во Вьетнаме, привезла сувенирные палочки для еды, внук – сувениры из Барселоны…

И мы все еще продолжаем принимать у жителей города артефакты, сувениры и все, что связано с морской историей Владивостока, чтобы показать это в проекте «Открытые морские залы». Если в вашем доме хранится что-то, что связано с морем, морскими профессиями, привезено моряками из далеких стран, это «что-то» может стать экспонатом выставки. Мы примем вещи в дар или возьмем на хранение (только на время проекта) с большим удовольствием и благодарностью.

Что остается от корабля

Выставка «Шли по морю корабли» – это рассказ о десяти кораблях, судьбы которых тесно связаны с Владивостоком: «Индигирка», «Витязь», «Восток», «Манчжур», «Америка», «Варяг», «Советский Союз», «Алеут», «Паллада» и «Красин».

– Конечно, таких кораблей намного больше, но мы старались отобрать те, от которых сохранились артефакты, будь то фотографии, какие-то предметы или даже песни, как это случилось с крейсером «Варяг», – объясняет Светлана Воронина. – Все экспонаты – из фондов нашего музея и музея Морского государственного университета имени Невельского.

Мы хотели показать, что остается от судов, – и буквально, и метафорически. Ведь у каждого корабля, как у человека, своя судьба. «Варяг» стал песней, а ледокол «Красин» – музеем в Санкт-Петербурге (к слову, как раз в эти дни там проходит выставка картин Николая Штуккенберга, первого владивостокского художника-мариниста). Какие-то корабли пустили на гвозди, а какие-то пропали и лежат на дне, причем даже неизвестно, где точно, как, например, «Индигирка»…

Мы хотим поймать уходящую натуру. Скажем, всего 50 лет назад казалось, что китобойный флот – это неотъемлемая часть жизни, полгорода жило в ожидании «Советской России», да и с точки зрения экономики она была, по сути, градообразующим предприятием. А сегодня мы с огромным трудом нашли единственную китобойную пушку, которую (и это предмет нашей особой гордости) сумели восстановить, она у нас полностью рабочая. И единственный сапог китобоя…

А вспомните лайнер «Советский Союз». Это было судно мирового уровня! Что от него осталось? Зеркало, стол, два фужера…

Об этом нужно задумываться всегда. Наша жизнь – уже история, мы пишем ее каждый день, и все, что нас окружает, через 50–60 лет станет явлением, которое будут исследовать историки. И мы должны внимательнее относиться к тому, что оставим после себя, в том числе к вещам, которые рядом с нами…

       

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ