На Дальний Восток стекаются триллионы

Правительство усиленно работает над привлечением в регион инвестиций и населения

1 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3943 (79) от 1 июнь 2016
a69d9324a3760f29293aeb35446b9ff2.jpg

На сегодняшний день инвестиции в тихоокеанскую окраину России достигли одного триллиона рублей. На такой финансовый показатель бизнес при поддержке федерального бюджета вышел всего за девять месяцев – с сентября 2015 года. Но это не предел. Уже к концу года руководство страны надеется на вложение в экономику Дальневосточного федерального округа еще одного триллиона рублей. 

Обе запредельные цифры были озвучены на минувшей неделе на заседании правительства России, посвященном вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.

На встрече, которая прошла под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, выступили вице-премьер, полпред президента РФ в ДВФО Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Галушка. Об итогах работы правительственной комиссии по просьбе редакции «В» читателям газеты рассказал пресс-секретарь министерства по развитию Дальнего Востока Алексей Елаш.

Движение есть, но можно и поторопиться

– О чем конкретно шла речь на заседании правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока?

– На заседании рассматривалось несколько вопросов.

Во-первых, речь шла о новых разработанных инструментах по развитию территорий ДВФО, о новых законах, призванных улучшить ситуацию в регионе. Уже сейчас они сказываются на улучшении демографии: до минимума последнего десятилетия снизился отток населения, только за последний год сократившись в 15 раз. Но цель ставится гораздо масштабнее: чтобы не просто этот отток окончательно прекратился, а чтобы начался приток населения на Дальний Восток. Здесь уже строятся современные заводы, к концу года будет сдано в эксплуатацию 16 новых предприятий.

Во-вторых, на Дальнем Востоке уже в ближайшее время вступает в действие закон о бесплатном предоставлении земли гражданам. У нас есть предложение по докапитализации Фонда по развитию Дальнего Востока за счет налоговых платежей от новых предприятий, которые создаются на обширной территории от Байкала до Тихого океана. Есть предложение по налоговому вычету для инвесторов, которые вкладываются в инфраструктуру.

Следующий вопрос – о развитии международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». У Российской Федерации есть географические преимущества, но они пока не используются. Для того чтобы запустить возможности, которые это дает, необходимо создать благоприятный режим для транзита грузов с северо-востока Китая в порты Приморья. А сегодня складывается довольно странная ситуация: у нас расстояние на 30 процентов короче, а длительность прохождения грузов в два раза дольше, так как наша таможня работает неэффективно.

В соответствии с законом о свободном порте Владивосток целый ряд таможенных режимов уже меняется. Председатель правительства Дмитрий Медведев дал поручение доработать эти механизмы, сделать так, чтобы таможенный режим был конкурентоспособным, чтобы он давал возможность быстрого транзита грузов от китайских производителей через нашу территорию в порты.

И четвертый вопрос – о выполнении поручений, которые давались на предыдущих заседаниях правительственной комиссии. В целом оно организовано неплохо. Из 78 поручений претензии имеются только к 15 по срокам исполнения.

Кто платит за коридоры?

– За чей счет будут строиться транспортные коридоры и сколько они будут стоить?

– За счет инвесторов. Идеи строить все это за бюджетный счет нет. При этом риски инвесторов должны быть застрахованы путем предоставления гарантий бизнеса из Китая об объеме транспортного потока. Такие переговоры сейчас идут.

Председатель правительства отметил, что это очень правильный проект, им нужно заниматься. Он дал поручение включить в повестку его будущих переговоров с премьер-министром КНР Ли Кэцяном вопросы развития транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

Есть также соответствующее поручение по формированию на границе «бесшовного» режима для транзитных грузов с северо-востока Китая в порты Приморья. Необходимо добиться того, чтобы груз, который идет сегодня из северо-восточных провинций Китая, например, в порт Далянь, так же беспрепятственно, что называется, бесшовно мог поступать и в порты юга Приморья – Восточный, Находка, Зарубино, Посьет, Владивосток – и далее следовать по всему АТР.

Транспортные коридоры могут дать нашему Дальнему Востоку 45 миллионов тонн дополнительных грузов, из которых 22 миллиона – это контейнеры, а 23 – зерновые перевалочные грузы.

Необходимы благоприятные режимы при пересечении границы, нужны инвестиции в инфраструктуру.

Стоимость каждого из коридоров составляет около 150 миллиардов рублей. Эти деньги нужны не одномоментно, это постепенные вложения в инфраструктуру, в ее развитие – преимущественно до 2030 года.

Более всего готов сегодня коридор «Приморье-1» – из провинции Хэйлунцзян в Находку. Там требуется около 10 миллиардов рублей инвестиций до 2020 года, для того чтобы он значительно увеличил свои пропускные способности.

Эффект для экономики Приморского края – ежегодное увеличение ВРП (валового регионального продукта) на 4–5 процентов и создание более 4 тысяч новых рабочих мест. Это хорошие перспективы для экономики юга Дальнего Востока. Расчеты показывают, что этот проект является устойчивым, а потому привлекательным. К его реализации готовы подключиться Китайский экспортный банк, другие крупные китайские компании (вплоть до того, что они готовы рассматривать вопрос о создании с российской стороной совместной управляющей компании).

Таможне дано указание не тормозить

– Что можно сказать по поводу выравнивания энергетических тарифов на Дальнем Востоке?

– Подготовлено несколько предложений на этот счет, они учтены. Это сказалось на том, что немного сдвинулся срок принятия соответствующего закона – с 1 июля на 1 января будущего года. Все имевшиеся разногласия сняты.

– О какой конкретике в деятельности Минвостокразвития можно говорить прямо сейчас?

– Уже сегодня реализуется часть решений, а именно: по закону о свободном порте Владивосток, территориям опережающего социально-экономического развития, программам по Курилам и Комсомольску-на-Амуре.

С 1 октября 2016 года наиболее востребованные пункты пропуска на границе начинают работать по семь дней в неделю 24 часа в сутки. Создается свободная таможенная зона, и вместо множества контролеров вводится единый контрольный орган при пересечении границы.

Готовятся к реализации точечные проекты. Это касается развития Русского и Большого Уссурийского островов.

Все проекты работают на одну цель: чтобы российский Дальний Восток обустраивался, обживался и люди связывали свою судьбу с его развитием.

Автор: Николай КУТЕНКИХ