Приморские авиадиспетчеры спасли пассажирские самолеты

​Инцидент с американским военным самолетом RС-135, который в минувшее воскресенье чуть не протаранил два гражданских лайнера из Нидерландов и Швейцарии в небе над Японским морем недалеко от побережья Приморья, разбирался 23 мая в Москве.

26 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3940 (76) от 26 май 2016

Напомним: самолет ВВС США выполнял полет с выключенным транспондером (приемопередающее устройство, посылающее сигнал в ответ на принятый сигнал. – Прим. авт.). Информация о маршруте экипажем не была доведена до диспетчерских служб региона. При этом самолетом использовались эшелоны высот, предназначенные для регулярных рейсов лайнеров гражданской авиации. Была реальная опасность столкновения с гражданскими воздушными судами голландской авиакомпании KLM и швейцарской SWISS, осуществлявшими полеты между Европой и Японией.

Корреспондент «В» связался по телефону с полковником в отставке Валентином Ратовым, который долгое время занимал высокую должность в штабе 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа в Хабаровске, и попросил его прокомментировать инцидент.

– То, что американские самолеты-разведчики с авиабаз на Аляске, Алеутах, в Японии и Южной Корее постоянно барражируют вдоль нашей государственной границы у берегов Камчатки, Курил, Сахалина и Приморья, секретом не является. Они отслеживают передвижения в море надводных и подводных сил Тихоокеанского флота, а на берегу следят за действиями сухопутных сил и войск противовоздушной обороны. Это обычная практика наблюдения друг за другом соперничающих государств. Российские (ранее советские) воздушные разведчики, самолеты стратегической авиации с аэродромов Дальнего Востока долетают до Гуама, Гавайских островов, Калифорнии. Это заставляет сильно нервничать американских военных. Начинается суета, в воздух поднимаются истребители, а в СМИ раздувается шумиха.

Российские перехватчики также поднимаются в небо для сопровождения самолетов-разведчиков ВВС США, не давая им приблизиться к нашим границам. Но делают это тихо. Если мир и узнает о таком сопровождении, то опять с подачи американских военных. Значит, наши летчики их опять напугали. Но последний случай выбивается из привычной практики таких полетов.

Американцы грубо нарушили заповедь – работать не во вред гражданской авиации. Только техническое мастерство российских авиадиспетчеров под Артемом позволило своевременно увести гражданские лайнеры, оперативно переведя их на другие высоты, от сближения с RС-135, поднявшегося скорей всего с Хоккайдо. Хотя после того, как американцы в 1983 году целенаправленно провели над советским Дальним Востоком южнокорейский Боинг-747 для проверки наших ПВО и подставили его под уничтожение, удивляться уже ничему не приходится.

Автор: Николай КУТЕНКИХ