Складывая исторические пазлы

Читатель «В» связал появление во Владивостоке топонима «Серая лошадь» со становлением ТОФ

25 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3939 (75) от 25 май 2016

«На этот экскурс в прошлое меня подвигли воспоминания моего отца, который в 1930-е годы был очевидцем строительства советского Владивостока и Тихоокеанского флота. В отцовских рассказах я углядел историческую взаимосвязь между становлением нашего героического флота (который, кстати, 21 мая отметил день рождения) и… появлением во Владивостоке топонима «Серая лошадь».

Как известно, версий происхождения столь странного названия двух знаменитых сталинских высоток на улице Алеутской существует несколько, но все они очень и очень спорные, и это признают многие краеведы. Я же предлагаю свою, на мой взгляд, более точную, версию появления названия «Серая лошадь».

Изначально такой топоним появился на другом краю страны, на Балтике. В 1911 году в крепости Кронштадт, на мысе Серая лошадь в Финском заливе, был построен одноименный форт. Рядом возвели форт «Красная горка». Через полтора года после прихода большевиков к власти, в июне 1919-го, в гарнизонах этих фортов вспыхнул контрреволюционный мятеж, который был подавлен за три дня силами революционных матросов Красного Балтфлота и солдат Красной армии. После этого форты «Серая лошадь» и «Красная горка» были переименованы в «Краснофлотский» и «Передовой» и продолжили выполнять свою охранную функцию.

В начале 1930-х годов советское правительство прилагало большие усилия к укреплению дальневосточных рубежей: после ввода японских войск в Маньчжурию в 1931-м возникла угроза их вторжения на нашу территорию и было принято решение об усилении Особой Дальневосточной армии и срочном создании в регионе морских сил. Оно началось весной 1932 года. Для формирования частей и соединений Морских сил Дальнего Востока были отмобилизованы и переоборудованы местные корабли и суда, а несколько боевых кораблей перевели морем с других флотов вместе с личным составом.

В результате передислокации с Балтфлота на Тихом океане оказалось немало людей, принимавших участие в подавлении восстания в кронштадтских фортах. Первым командующим Морскими силами Дальнего Востока (будущего ТОФ) стал флагман флота 2-го ранга Михаил Викторов, до этого возглавлявший Морские силы Балтийского моря и тоже знавший о мятеже не понаслышке.

Формирование флота происходило в кратчайшие сроки. Одновременно проводилась военная подготовка молодежи призывного возраста прямо в черте Владивостока.

Примерно в это же время сюда с Украины, из-под Белой Церкви, приехал вместе с родными мой отец, Михаил Григорьевич Потеряйко, 1912 года рождения. Он устроился на железнодорожную станцию Владивосток осмотрщиком вагонов и поселился в общежитии на улице Алеутской, в двухэтажном доме, который примыкал к зданию ДВМП (позднее дом снесли при строительстве здания института «Приморгражданпроект»).

В начале 1930-х, когда Тигровая сопка еще не была застроена, местность эта, со слов моего отца, представляла собой каменистую сопку, поросшую кустарником, деревцами и бурьяном. Отец часто наблюдал в этом месте, как проходит обучение молодых бойцов азам воинского дела. Как он рассказывал, новобранцы то цепью шли в атаку на господствующую высоту, то отрабатывали приемы штыкового боя.

Бой с условным противником имеет свои особенности. В том числе на полигоне обозначаются условные оборонительные рубежи, к примеру, батареи и форты. Воинская подготовка велась в сжатые сроки, выдумывать было некогда. Народ, присланный с берегов Балтики, хорошо помнил штурм фортов «Серая лошадь» и «Красная горка». Логично предположить, что в ходе боевой учебы условный противник защищал на сопке, например, условный форт под названием «Серая лошадь», а атаковавшие нападали на этот укрепрайон. У меня, конечно, нет учебных планов полигона на Тигровой сопке, но простая логика подсказывает, что все было именно так.

Подробности эти рассказывал мне отец – на станции он прослужил вплоть до призыва в Красную армию в 1935 году. А 1938-м и 1939 годах на месте бывшего полигона воздвигли два здания, выделяющихся своей архитектурой. К тому времени, я полагаю, ко всей той возвышенности уже прочно прикрепилось название «Серая лошадь», перешедшее «по наследству» и монументальным сталинским строениям на улице Алеутской, 17 и 19.

Кстати, в подтверждение версии балтийского следа в топонимах тихоокеанского побережья есть еще такой факт. Едешь по городу Петропавловску-Камчатскому, и вдруг объявляют: «Остановка «Красная горка». Хотя никакой горки там нет. Но известно, что в 30-е годы на Камчатке тоже формировались флотские подразделения, и наверняка краснофлотцы с Балтики, оказавшись в новом месте, не придумывали для своих объектов новых названий, а использовали хорошо знакомые…

Евгений Михайлович Потеряйко, поселок Тавричанка»