Кредит для самых бедных

Ломбарды снимают сливки с кризиса и предчувствуют собственный закат

5 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3929 (65) от 5 май 2016

Кризис – время ломбардов. Сегодня они, пожалуй, единственные, кто готов предоставить населению под залог любую сумму. Хотя бы даже 500 рублей, с которыми банки возиться просто не будут. А людям, бывает, нужен и такой мизер: россияне все чаще идут в ломбард, чтобы заплатить за еду, ЖКХ, лекарства... Для них это выход – заложить что-либо ценное в ломбард и получить нужную сумму быстро и без десятка-другого справок и поручителей, да и без контакта с коллекторами в будущем.

В прошлом году, говорят специалисты, число обращений в крупные ломбарды выросло, по некоторым оценкам, на 20–30 процентов. А сегодня в ломбарды активно возвращаются те, кто несколько лет назад ушел за кредитами в банки и микрофинансовые организации, об этом говорили на первом Всероссийском форуме ломбардов, который состоялся в начале апреля. О том, какие проблемы обсуждали на нем, пишет «Огонек».

Новая метла проредила рынок

Смену регулятора – с Пробирной палаты на Центробанк – ломбарды ощутили на себе за минувший год в полной мере. Президент Лиги ломбардов Михаил Унксов сетует на резко увеличившуюся бумажную отчетность, на которую бухгалтеры учреждений стали тратить все свое время. Столько не писали никогда. Отчеты теперь сдают каждый месяц, каждый квартал, да еще и анкеты за четыре дня заполняют – по десятку страниц каждая с таблицами и вопросами: кто ваши конкуренты и каковы ваши конкурентные преимущества?

Еще одно требование ЦБ, вызывающее цеховой протест, – приказ снизить «ростовщическую ставку». Для непосвященных: ставка колеблется от 2,5 до 6 процентов в день, что делает займы очень недешевыми. Впрочем, многие клиенты за залогом (ювелирными украшениями, часами, машинами) даже не возвращаются – деньги для них важнее.

Объявленное понижение ставки было выполнено, но в итоге с рынка ушла часть игроков. Как пояснила «Огоньку» председатель правления Региональной ассоциации ломбардов Людмила Грибок, мелкие ломбарды, расположенные в жилой зоне на первых этажах многоэтажек, жалуются, что их выдавливают крупные конкуренты, объединенные в сеть. Она не исключает, что небольшие города, поселки и районные центры могут остаться и вовсе без кредитных учреждений, выдающих деньги под залог имущества.

Напугали онлайн-конкурентом

«Угроза для бизнеса ломбардов не в ужесточении требований Центробанка и даже не в отсутствии средств, а в развитии ИТ-отрасли», – слова вице-президента Национального объединения ломбардов Владимира Морыженкова прозвучали на форуме как гром среди ясного неба.

По его словам, как только ломбарды объединятся и выработают единый стандарт деятельности, тут же появятся так называемые ИТ-регуляторы. Так уже было, например, в сфере частного извоза с возникновением онлайн-такси, серьезно потеснивших офлайн-конкурентов. «Теперь онлайн-такси стали конкурентами электричек: проезд на поезде стоит в разы больше, чем на такой машине», – пояснил Морыженков. Еще один пример: фармацевтическая торговля, когда сетевое сообщество аптек, наладивших единую систему закупок лекарств и за счет объемов получивших серьезные скидки от поставщиков, выдавили с рынка не одну аптеку. И с ломбардами будет то же самое, предупреждает Морыженков, как только в Интернете будет создана схема гарантированного займа от частного лица частному лицу.

Что в этом случае остается ломбардам? «Оказание и разработка социальных услуг, – подсказал Морыженков. – Окружить человека теплом и вниманием, лишь бы он отдал свои деньги, одновременно сокращать издержки бизнеса благодаря современным технологиям».

Ломбарду прописали евроремонт

О том, как модернизировать ломбард, сделав его «серьезным предприятием, похожим на банк», на форуме поведал гендиректор одной из сети ломбардов Карен Хачатурян. Интерес к его презентации был столь высок, что по ее окончании несколько представителей небольших и несетевых ломбардов еще примерно с час выясняли у Хачатуряна в кулуарах детали ведения бизнеса.

– Надо менять бизнес-модель, – признал Карен Хачатурян. Менять оную он начал буквально: арендовал солидные помещения, сменил логотип на неоновые буквы в два с половиной метра, поменял лозунг на «Верность клиентам с 1967 года» (обычно у ломбардов можно встретить что-то наподобие «Деньги в любой момент!»), поставил кулеры в помещение, конечно, евроремонт вокруг окна приемки. Обучил товароведов: обязательное требование – форменная одежда, никакого золота на себе, улыбаться, даже разговаривая по телефону, потому что клиент слышит улыбку.

Не пожалели денег и на дорогие компьютерные станции, где хранится база данных, защищенная от хакеров и прочих неурядиц, немалых денег стоили услуги трех интернет-провайдеров и дорогая система пожаротушения. Рядом с окошком товароведа установлен телефон обратной связи: «Главный подарок нам – это жалоба, потому что один удовлетворенный жалобщик приводит потом восемь–девять новых клиентов, и когда целенаправленная реклама дает 15 процентов притока клиентов, сарафанное радио – все остальное».

– Мы все знаем, какие человеческие трагедии и истории выслушивают наши товароведы, тем самым выполняя и важную социальную функцию, – подытожил Хачатурян.

В общем, по итогам форума напрашивается вывод: для выживания в новых условиях ломбардам придется наращивать креативность, и поскорее. 

Автор: Евгений СИДОРОВ