Кандидатов от «Единой России» ждет естественный отбор

Будут ли праймериз партии власти похожи на скандальную версию пятилетней давности?

13 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3917 (53) от 13 апр. 2016

В Приморье 22 мая состоятся праймериз «Единой России» по отбору кандидатов от партии на выборы в региональное Законодательное собрание и Государственную думу, которые пройдут в сентябре этого года.

Слово «праймериз» для продвинутого избирателя уже не новое: похожее мероприятие проводилось в 2011 году. Чем нынешние праймериз будут отличаться от версии пятилетней давности? На этот вопрос попытались ответить эксперты в эфире радиостанции «Лемма» в программе «Разговор с Андреем Калачинским». Обсудить тему были приглашены политолог Ольга Кишаковская, доктор исторических наук Лариса Гарусова, а также представители общественных политических объединений.

Политические воззрения не в счет

– Весна ставит свои задачи, – начал разговор Андрей Калачинский. – Для кого-то это выбор саженцев, обустройство дачного участка. В то же время ряд партий в нашей стране проводят свою селекцию, обрезку и прививку. То есть праймериз – это предварительное голосование. Для США, откуда пришло данное веяние, это что-то важное, интересное, потому как там за год до президентских выборов «обкатываются» кандидаты, которые будут участвовать в выборной гонке. Теперь «Единая Россия» перешла на тот же принцип.

О том, как и зачем происходит процедура предварительного голосования за океаном, рассказала Лариса Гарусова, специалист по США:

– Праймериз в Соединенных Штатах появились в противовес кокусам. Кокус – это когда кандидатов на важный государственный пост выбирают партийные боссы на местах, руководители соответствующих структур. Это вызывало внутрипартийные протесты и недовольство. Такие споры постарались нейтрализовать праймериз – предварительными выборами, когда партийные массы, избиратели, зарегистрированные в качестве сторонников демократов либо республиканцев, сами выбирали кандидатов, отдавая предпочтение тем, что казался им уместнее, – объяснила эксперт.

По ее словам, принципиальное отличие российских праймериз состоит в том, что в Америке к предварительному голосованию допускаются только те избиратели, кто зарегистрировался на своих избирательных участках в качестве сторонников республиканцев или демократов. У нас же, как правило, политические воззрения участников не учитываются.

Работа на местах

До 22 мая осталось чуть больше месяца. Пока же работа ведется на местах – в муниципалитетах. Участники, зарегистрировавшиеся на предварительное голосование, проводят время в дебатах. Политолог Ольга Кишаковская недавно вернулась из Пограничного района, где как раз проводились районные праймериз.

– Это уже вторые дебаты, на которых я присутствовала, – рассказал она. – Первые состоялись 2 апреля во Владивостоке, в здании администрации Приморского края. Следует отметить, что здесь праймериз были намного острее, чем в Пограничном районе, где собралась определенная аудитория – сельчане. Было очень странно слушать некоторые выступления, когда городские жители приехали в село и рассказывали о том, как сельчанам нужно жить и вести сельское хозяйство. Вспомнился рассказ Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Отсюда вопрос: насколько важны праймериз для нас и так ли необходимо перенимать опыт США?

– Для партии это возможность сделать отбор кандидатов более легитимным, демократизировать внутрипартийные процессы, – отметила Ольга Кишаковская. – Суть в том, чтобы те фигуры, которые «Единая Россия» будет выдвигать в качестве своих кандидатов, были известны жителям, чтобы избиратели чувствовали сопричастность к происходящим процессам. Если раньше отбор велся исключительно внутрипартийным голосованием, то сейчас партия пошла по более рискованному для нее пути. Риск состоит в том, что прийти на выборы может любой человек, в том числе и оппоненты партии.

Иными словами, ЕР в ответ на упреки в том, что она, по сути, являлась партией чиновников, решила показать, что отбирает кандидатов открыто, при помощи избирателей, а не административных ресурсов.

Опасений нет?

В то же время, по идее, условия для всех партий должны быть равными. Предвыборная кампания начинается тогда, когда кандидат зарегистрировался, то есть за полтора-два месяца до дня выборов. Не получится ли так, что «Единая Россия», начав за полгода раскручивать возможных кандидатов, получит плюсы в электоральном поле? Как обстоят дела у других политических объединений?

– В проведении праймериз все зависит от того, какими ресурсами обладает партия, – отметил Константин Межонов, руководитель Приморского регионального отделения партии «Справедливая Россия». – На предварительное голосование требуются большие расходы, и не у всякой общественной политической организации есть такие средства. В «Справедливой России» отбор кандидатов предусмотрен уставом и профильным законодательством. Процесс внутрипартийный, но в качестве претендентов допускаются и беспартийные граждане. В округах есть люди, которые разделяют мнение партии и хотят выдвинуться от нее в качестве кандидатов. В этом случае мы совместно с местными отделениями проводим слушания и определяем, кто из них наиболее предпочтителен. На данный момент работа со списком кандидатов от СР проведена на 90 процентов. Дальнейшую судьбу списка будут решать партийные съезды и региональная конференция.

Андрей Андрейченко, член координационного совета Приморского регионального отделения ЛДПР, подчеркнул, что отбор кандидатов на выборы в партии происходит исключительно из числа ее членов. Таких в регионе более трех тысяч.

– Процедура выдвижения происходит следующим образом, – рассказал он. – Сначала собираются первичные отделения партии. На них выдвигаются все желающие члены партии. Беспартийных не выдвигаем. После этого собираются городские и районные отделения, формируется список потенциальных кандидатов. Они проходят проверку по следующим критериям: пять лет в партии, отсутствие судимостей и характеристика. После этого назначается краевая конференция, где тайным голосованием устанавливается конечный список. Боимся ли мы, что праймериз ЕР даст ей какие-то дополнительные очки? Нет, не боимся. Все наши представители – это местные депутаты, главы поселений. Люди их знают, они работают ежедневно, проводят встречи, а не появляются перед выборами и после них исчезают.

Опыт – сын ошибок трудных

Эксперты вспомнили о том, что праймериз «Единой России» в Приморье в 2011 году были сопряжены со скандалами. В частности, людей, победивших в предварительном голосовании, не оказалось в окончательном списке кандидатов. Напомним, что «ЕР» в тот год в Приморье набрала рекордно низкий процент голосов. Во Владивостоке же и вовсе лидерами выборов стали коммунисты, за ними шли справедливороссы. «Единая Россия» расположилась хоть и на почетном, но низком для собственной истории третьем месте. Может ли ситуация повториться?

– Если человек побеждает в праймериз, по идее, именно его фамилия выдвигается партией для внесения в список, – подчеркнула Ольга Кишаковская. – Все участники подписывают меморандум, согласно которому кандидат заранее признает честность праймериз и обещает не выдвигаться от какой-либо другой политической партии, а также не идти в порядке самовыдвижения. Однако меморандум юридической силы не имеет. Скорее, это моральный кодекс участника выборов.

– Чтобы мы изменили страну, в которой живем, в лучшую сторону, мы должны изменить тех людей, которые сейчас у власти, – подытожил Андрей Калачинский. – Поэтому 22 мая – веха в развитии политической истории России. Стоит узнать заранее, где расположен ваш избирательный участок, и посмотреть, кого «Единая Россия» предлагает поддержать на выборах в сентябре.

Автор: Евгений СИДОРОВ