За сливочное масло из пальмы дадут срок?

Роспотребнадзор предлагает сажать в тюрьму за фальсификацию продуктов питания. Об этом заявила руководитель ведомства Анна Попова. По ее мнению, у недобросовестных компаний также необходимо конфисковывать средства производства.

8 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3915 (51) от 8 апр. 2016
f296658324347e8deef93ad7ceb5cbbc.jpg

Анна Попова подчеркнула, что в России нужно вернуть процедуру «контрольная закупка», а надзорным органам дать право приостанавливать действие сертификатов соответствия. По данным Роспотребнадзора, доля подделок в общей массе продовольственных товарах сейчас составляет почти 9%. Сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов ответил на вопросы журналиста «Коммерсантъ FM» по поводу заявления главы Роспотребнадзора.

Предлагаем читателям «В» ознакомиться с материалами этого интервью, опубликованного на портале «Продмаг».

– Скажите, есть ли в законодательстве определение термина «фальсификация», что он означает и какое наказание существует за это сейчас?

– По большому счету сейчас за это не наказывают, но закон предусматривает штрафы за обман потребителя. Они несущественные: 300–500 тыс. рублей. Да, вроде бы суммы кажутся крупными, но представим себе, что для предприятия с многомиллиардным оборотом это как дробина для слона.

– Поддерживаете ли вы идею ужесточения законодательства и нужно ли вводить уголовную ответственность?

– Очень противоречивое заявление: глава надзорного ведомства говорит о том, что на рынке присутствует 9% фальсификата. И вроде бы получается, что у нас достаточно качественная продукция, но при этом предлагает вводить уголовную ответственность. На наш взгляд, должна быть система мер. Наши проверки свидетельствуют о том, что доля некачественной продукции по ряду позиций, по ряду категорий составляет 60%, 70%, а то и 80%. Поэтому, прежде чем принимать меры, нужно понимать, что происходит на рынке, нужно провести реально качественный мониторинг и на основе этого уже системно заниматься проблемой.

И само по себе уголовное воздействие в данной ситуации, конечно, приведет к положительному эффекту. Потому что сама по себе фальсификация продукта – это когда нам под видом качественного товара продают товар, который по себестоимости в десятки раз дешевле. То есть фактически это мошеннические действия, благодаря которым недобросовестный производитель получает дополнительную выгоду. Поэтому, конечно, уголовная ответственность в этой ситуации будет полезна и будет наводить порядок на рынке.

– Почему такое количество фальсификата на рынке?

– Проблема в том, что в 2010 году была отменена обязательная сертификация продукции и по большому счету рыночным контролем качества на сегодняшний момент не занимается никто.

Давайте вспомним про снижение административных барьеров для бизнеса. Бизнесу дарят презумпцию добросовестности, но он ее, к сожалению, не оправдывает. Поэтому сейчас, когда товар приходит на полку магазина, больше его никто не контролирует.

Меняются рецептуры, меняются технологии. Что нам под видом одного товара продается впоследствии, к сожалению, выявляем мы только в рамках лабораторных исследований. Но мы, потребители, не можем ходить в магазин приобретать продукты и только через лабораторию узнавать каждый раз, насколько они полезны, насколько они качественны, насколько они безопасны.

Перед тем как продукт попадает на полку, он же проходит определенные проверки. У нас надзорных органов достаточно: и Роспотребнадзор этим занимается, и другие инстанции, всякие ветеринарные надзоры.

Эксперты говорят (и мы с ними согласны абсолютно), что 90% рынка сертификации – это так называемый черный рынок. То есть за 2-3 тыс. рублей на любой продукт вы можете приобрести сертификат соответствия, после чего обратиться в магазин.

– С введением санкций и попытками импортозамещения больше ли фальсификации стало на рынке?

– Мы рассчитывали, что, когда полки будут освобождаться от импортных товаров, наш добросовестный отечественный бизнес будет расширять свою долю на рынке, то есть расширять свой сегмент присутствия. Но, к сожалению, сейчас мы наблюдаем, что очень часто бизнес просто снимает сливки: под видом сливочного масла продается пальмовое, под видом качественной и вроде бы натуральной колбасы – соевые коллагеновые белки в оболочке.

Бизнес понимает, что санкции будут не постоянно, в любом случае когда-то их отменят. И в тот момент тяжело будет конкурировать, к сожалению. В этой ситуации, безусловно, нужно поддерживать добросовестный бизнес, чтобы он расширялся, развивался и давал нам качественную продукцию.

Автор: Отдел новостей «В»