Город расправил крылья ветра

Выставка откроет секреты аксессуара, подходящего для обороны и намеков

7 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3914 (50) от 7 апр. 2016

Изящная штучка – веер. Дамская, красивая и – по распространенному мнению – совершенно несовременная. Но так ли это? А вдруг мода на веера скоро вернется и носить их будут не только дамы, но и представители сильного пола? Ответы на эти вопросы можно найти на выставке «Крыло ветра», что открылась в доме-музее семьи Сухановых.

Из рук актрисы

– Идея проекта родилась у меня летом, – рассказывает Жанна Славинская, заведующая домом-музеем семьи Сухановых, – когда я была в Царском Селе. Там как раз проходила выставка вееров из коллекции этого музейного комплекса. Это были изумительные веера, невероятно красивые. Владивостоку в этом смысле немного не повезло – наш город был образован и стал развиваться в то время, когда веера были уже не так популярны… Мода прошла, и мало кто из женщин, приезжая в столь отдаленный уголок, вез их с собой. Но я подумала, что наверняка в фондах музея имени Арсеньева хранятся интереснейшие экспонаты на эту тему. И не ошиблась.

Хранители музея предоставили для экспозиции 14 уникальных вееров. Вот один из них – он принадлежал любимице приморской публики актрисе Чалеевой-Бельской. Как известно, Елизавета Ивановна была одной из самых знаменитых актрис Владивостока, ей вместе с Николаем Колофидиным первой в крае было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В фонды музея этот веер вместе со сценическим платьем актрисы передали ее родственники.

Еще есть замечательный перьевой веер, принадлежавший семье Павла Виттенбурга, географа, полярного исследователя, родившегося во Владивостоке. Это не просто веер – это часть свадебного наряда супруги Павла Владимировича, а подарила его музею дочь путешественника. Отдельно представлены веера, ставшие модными в 60-х годах прошлого века, когда популярным был стиль new look. Они красивые, но уже не из перьев или кружев, а из пластика. Такие веера привозили моряки из загранки, ими играли девочки 70-х… И рядом на полках – веер, выпущенный совсем недавно во Владивостоке, когда в нашем городе стали появляться и активно работать клубы исторического танца, реконструкции событий далеких лет, проводиться костюмные балы…

– Также мы включили в экспозицию текстовые панели с историей веера и репродукции картин портретов, – продолжает Жанна Славинская. – К примеру, российских императриц, которые носили веера…

Вообще, существуют разные предположения о происхождении этого аксессуара. Изобретение веера приписывают и Китаю, и Японии, хотя исторические свидетельства показывают, что и в Древнем Египте ими тоже пользовались. Согласно греческому преданию, веер создан Эросом из крыла бога западного ветра Эола для услаждения Психеи. Французский поэт XVII века писал: «Веер в руках красавицы что скипетр на владение миром»… Может быть, поэтому этот аксессуар и сегодня не выходит окончательно из обихода?

Чем дороже веер, тем круче владелец

Всего в экспозиции выставки «Крыло ветра» более 40 вееров. Они предоставлены ансамблем исторического танца «Олирна», а также коллекционером Марьям Векиловой. Кстати, сама Марьям показала на открытии выставки танец с веерами и немного рассказала о том, как этот легкий невесомый аксессуар использовался в Европе и в Азии.

– Уже много лет я коллекционирую веера, – рассказывает Марьям. – На выставке представлена моя коллекция азиатских вееров – из Северной и Южной Кореи, Китая, Японии.

Вообще же у меня в коллекции есть разные веера, в том числе боевые, которые мы не смогли здесь выставить по соображениям безопасности, а также веера сценические, необходимые для исполнения танцев. Мир вееров огромен, причем это не только женский аксессуар, его в восточных странах часто используют и мужчины. Это неотъемлемый атрибут кимоно и китайского народного классического костюма. Вот два самых интересных веера из моей коллекции – с перьями орла и перьями совы. Они из Северной Кореи и предназначались для высокого ранга чиновников, государственных деятелей, показывали статус человека. Принадлежали они музею, который был расформирован, и веера попали на аукцион.

Марьям Векиловой 27 лет, она современная девушка, но веер для нее отнюдь не свидетельство истории, а часть жизни, необходимый атрибут. Веерами Марьям заинтересовалась еще в детстве.

– Моя мама работала в Китае, и когда мне было три года, она привезла в подарок сандаловый веер – вот он, представлен на выставке, – улыбается Марьям. – Я с ним не расставалась, а когда подросла, стала интересоваться историей этого аксессуара и собирать их. Всего в коллекции у меня 35 вееров, 15 из них я представила на выставку, остальные – боевые. Кстати, в рамках выставки я буду проводить мастер-класс на тему обороны веером и языка веера. О, это удивительная тема! Понимаете, три века назад дамы были весьма ограничены светскими условностями и не могли даже на балах или раутах запросто болтать с незнакомыми мужчинами, кокетничать… Поэтому у них была целая система знаков, в которой немаловажную роль играл веер. Например, похлопывая легонько веером по колену, дама давала кавалеру понять, что хочет поговорить. Прикрываясь веером, играла глазами, кокетничала… И так далее.

Мне кажется, что мода на веера вернется, если их правильно преподносить. Ведь на всех азиатских модных показах, на подиумах Токио, Макао, Сеула они встречаются очень часто. Да и в качестве рекламного атрибута веера используются все чаще. Нет, я уверена: их время не ушло. Оно только наступает. 

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ