​Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

Две минуты тренировок – и будете помнить лучше молодых

23 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3905 (41) от 23 март 2016

В муниципальных библиотеках Владивостока набирает популярность интересный и полезный проект – тренинги по мнемотехнике. 

«Благодаря мнемотехнике можно выучить незапоминаемую информацию, хоть сразу 100 телефонных номеров»

Благодаря несложным приемам люди старшего поколения учатся, а главное – запоминают значительные объемы информации. Причем занятия для них проводятся совершенно бесплатно. На одном из таких уроков в библиотеке № 20, что на Океанском проспекте, 128а, побывал корреспондент «В». Организатором цикла лекций по мнемотехнике выступило муниципальное бюджетное учреждение культуры «Владивостокская централизованная библиотечная система» при поддержке администрации города.

Вы можете запомнить последовательность из 20 не связанных между собой слов или такой же ряд цифр? Сколько на это уйдет у вас времени? На тренинге по мнемотехнике на это уходит от 5 до 10 минут! И надо видеть глаза взрослых «учеников», когда они справляются с таким заданием буквально на первом же занятии. В них читается и удивление, и гордость, и уверенность в себе.

– Интернет сильно расслабил мой мозг, – сетует записавшаяся на тренинг Валентина Волога. – Ведь теперь нет необходимости запоминать нужную информацию – все, что нужно, я могу найти за несколько секунд. Конечно, это удобно, но я стала замечать, что при общении с друзьями вне Интернета я все чаще не могу припомнить нужное слово. Повисает пауза, разговор не клеится, а ведь можно столько черпать друг у друга во время беседы!

Благодаря мнемотехнике можно не только запомнить с первого раза ряд чисел или слов, но и воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке.

Девять цифр? Легко!

– Приемы запоминания облегчают усвоение больших объемов информации, – начал свое занятие Антон Калинин. – Благодаря им вы сможете запоминать новости, хронологические таблицы на работе, новые иностранные слова, в том числе иероглифы, план-конспект речи, стихи или адрес, куда нужно проехать. В наш век Интернета информации очень много, и кроме умения отсеивать ненужную необходимо тренировать память для запоминания нужной.

С одним из приемов мнемотехники, возможно, вы сталкивались в школе, когда на уроках математики предлагалось запомнить число пи, используя рифмизацию:

Чтобы пи запомнить, братцы,

Надо чаще повторять:

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девять, двадцать шесть и пять.

Таким нехитрым способом буквально за минуту вы можете запомнить число из девяти цифр. Сколько бы пришлось потратить времени, чтобы усвоить его простым заучиванием? И это не единственный прием мнемотехники.

20 слов за 2 минуты

– Человек мыслит образами. Ведь мир вокруг нас мы воспринимаем глазами, получая о нем первоначальный опыт. Например, придя в магазин и глядя через стеклянную витрину на товар, вы выбираете тот, который понравился вам визуально. Поэтому я выбрал метод обучения мнемотехники через преобразование информации в образы. Причем образом должен стать предмет, который можно потрогать, – акцентировал тренер Калинин.

Практическое занятие началось с того, что тренер написал на доске 20 слов и рассказал, как запомнить их, причем в той же последовательности.

– Одна из основных технологий запоминания – создание из образов своего рода мультфильма. Оговорюсь сразу: мы не рассказываем истории, а связываем слова попарно между собой. Причем образ каждого слова у вас должен быть свой, такой, какой нравится именно вам, – уточнил тренер.

На создание образов для всех слов у нас ушло несколько минут, затем тренер предложил записать то, что мы запомнили. Результат порадовал всех: более 10 слов запомнили все, кто пришел на занятие впервые, кто пришел во второй раз, показал результат от 15 до 19 слов.

– Я пришла на этот тренинг потому, что чувствовала: мне не хватает памяти, – призналась на тренинге Нелли Рыбалченко. – Стихи и песни запомнить не могу, а ведь я пою в хоре, и мне нужно каждый раз разучивать новую композицию. А бывает так, что захожу дома в другую комнату и не могу вспомнить, зачем пришла. От занятия остались положительные эмоции. Особенно после того, как у меня сложилась цепочка слов.

– Я сегодня пришла на второе занятие по мнемотехнике, и хотя я была довольна собой еще в первый раз, сегодняшний мой результат просто поразил: полностью воспроизвела все 20 слов для запоминания, – поделилась радостью Валентина Волога. – Я раньше могла о таком только мечтать. Занятия помогают включать воображение и развивать фантазию. Хочу попробовать составить настоящий список покупок и проверить себя на рынке. Возможно, полученный опыт мне пригодится в чем-то еще, но я пока не представляю где.

Уж замуж невтерпеж

В подзаголовок вынесена мнемофраза, используемая на уроках русского языка для запоминания наречий без мягкого знака. Этот прием называется использованием звуковой памяти. Спросите у своих бабушек – они эту фразу помнят до сих пор. А для запоминания 20 слов Антон Калинин использовал метод визуализации образов.

– В чем плюс метода, который я использую на тренинге? В том, что мы привязываем слова друг к другу. Если вдруг в середине списка мы что-то забыли, то можем пойти к концу и в обратном порядке вернуться к забытому участку, – рассказывает Калинин. – Чтобы у вас получалось запоминать все слова и не сбиваться, существуют правила соединения образов. Причем именно образов, а не слов. Потому что образы запоминаются лучше.

При использовании мнемотехники для заучивания учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) учащиеся глубоко погружаются в материал и лучше его запоминают благодаря созданным в воображении ярким иллюстрациям, обозначающим понятия и определения.

ВВ – весной вперед, ОО – осенью обратно

Как вы уже догадались, подзаголовок – это очередной мнемонический прием. Благодаря ему можно было запомнить, куда крутить стрелки при переходе на летнее и зимнее время. Раньше бы это знать, сейчас-то не требуется. Но кто знает?..

По окончании тренинга мы побеседовали с Антоном Калининым. Оказалось, что он работает монтажником-высотником, а мнемотехникой увлекся потому, что раньше сам часто жаловался на забывчивость, а теперь с удовольствием делится своим опытом с людьми старшего поколения.

– Я посещал различные тренинги личностного роста и с удивлением обнаружил: мнемотехнике у нас в городе никто не учит. А развитие памяти необходимо каждому человеку. И когда я в очередной раз пришел за книгами в библиотеку, увидел, что в ней проходит бесплатный тренинг. Заинтересовался, и мне объяснили, что глава Владивостока поставил перед муниципальными библиотеками задачу: стать центром общения. И теперь здесь постоянно проводятся интересные встречи и читают познавательные лекции. Предложил свой тренинг, он понравился, теперь я помогаю людям развивать память. Я пока не работал со школьниками, но, думаю, им занятия и понравятся, и пригодятся.

В завершение хотелось бы пояснить читателям, что позволяет запомнить мнемоприем, вынесенный в заголовок статьи: это последовательность планет Солнечной системы в порядке удаления от согревающей нас звезды – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Справка «В»

Мнемотехника – использование приемов запоминания, позволяющих быстро усвоить большие объемы информации. Основной способ сохранить нужную информацию в памяти – образование ассоциаций (создание мысленных образов с последующей связкой их между собой).

 

Автор: Вадим КОЧУГОВ