Недоволен – обоснуй

И вновь о тонкостях ремонта жилых домов

16 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3901 (37) от 16 март 2016

Напомним: программа начала действовать еще осенью 2014 года, но, чтобы получить полное представление о ее работе, лучше оценить сделанное за год. Итак, в 2015-м в Приморском крае было отремонтировано 272 дома (105 домов из этого списка – во Владивостоке).

Почистили на тысячу

Как пояснил на недавней пресс-конференции врио генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края Денис Горовчук, свои обязательства на этот год региональный оператор выполнил.

– Всего за 2015 год было собрано 1,3 млрд рублей. На ремонт же было выделено 1,05 млрд. Но дело в том, что по закону оператор может потратить не более 80 процентов от собранных средств. Оставшиеся 20 процентов мы не вправе использовать на ремонтные работы, поскольку эта доля обеспечивает финансовую устойчивость оператора. Для чего именно эти деньги нужны? Если вдруг собственники примут решение перейти на спецсчет, оператору придется вернуть их деньги. Вот из этой доли мы и будем производить возврат, – поясняет Денис Горовчук.

В 2016 году запланировано отремонтировать уже 450 домов, из них примерно половина – владивостокских.

Как уже неоднократно говорилось, программа капремонта весьма динамична и даже уже составленная база домов продолжает постоянно актуализироваться. В итоге только за год работы список домов, ожидающих ремонт, с 12 тысяч сократился до 11 тысяч.

– Изначально в программу включались все многоквартирные дома (за исключением ветхих и аварийных, подлежащих сносу), расположенные на территории края, – рассказывает Денис Горовчук. – А поскольку не по всем домам информация подавалась в нужном объеме, программа ранжировала их по году постройки. Получив более подробные данные, мы совместно с органами местного самоуправления почистили список, исключив административные здания, производственные помещения, некоторые здания признали аварийными…

Пожалуй, один из наиболее интересующих граждан вопросов – предстоящее повышение тарифа. Но, как пояснил руководитель фонда, размер платы – это компетенция департамента градостроительства администрации края. А также напомнил, что нынешний тариф был установлен сроком на три года еще в 2014 году, а значит, этот год последний, когда действует установленный минимум.

Хочешь контролировать ремонт? Прими решение…

Поскольку программа новая и началась одномоментно по всей стране, ни прецеденты, ни достойные примеры эффективного контроля качества ремонта еще не наработаны – опыт пока только формируется. Однако в июле 2015 года были внесены изменения в Жилищный кодекс. И теперь в комиссию по приемке выполненных работ наряду с собственниками включены и представители управляющих организаций. Нововведение актуально, поскольку управляющие организации практически лично заинтересованы в том, чтобы ремонт был проведен качественно, так как именно им впоследствии предстоит эксплуатировать этот дом.

Что же касается полномочий самих собственников, то тут не все так просто. Они могут быть членами приемочной комиссии только в том случае, если предварительно приняли решение о проведении капитального ремонта.

Решение принимается собранием (без разницы в каком формате – очном или заочном) не менее 2/3 голосов от числа собственников. Протокол решения необходимо направить в фонд. Если решение о проведении ремонта квартировладельцами не будет принято в течение трех месяцев с момента уведомления (в начале года фонд предупреждает жильцов дома о том, что им в этом году предстоит ремонтироваться), то за них принимает решение муниципалитет. Но в этом случае жители дома в приемочную комиссию войти уже не смогут.

– Всем домам, которые стоят в очереди на ремонт на 2016 год, отправлено уведомление о проведении ремонта в этом году, – отметил Денис Горовчук. – И обратная связь уже идет. Мы видим, что собственники становятся более грамотными – советы 111 домов уже представили нам протоколы о таком решении. И эти протоколы являются гарантией того, что жильцы этих домов станут членами приемочной комиссии.

А если работы выполнены некачественно? Если ремонт еще продолжается, то с жалобами или претензиями необходимо обратиться в фонд. В этом случае представители отдела технического надзора на месте проверяют обоснованность претензий. Если ремонт уже закончен, необходимо предоставить в фонд результаты экспертизы, подтверждающие то, что работы проведены некачественно. И если замечания обоснованны, то подрядные организации исправляют свои огрехи.

– В конце концов, собственники в том случае, если они недовольны результатами ремонта, просто могут не подписывать акт приемки, – подсказывает руководитель фонда. – А без подписанного акта фонд не проводит никаких оплат. То есть в этом случае получается, что подрядная организация проводит ремонт за свои средства. Правда, замечания должны быть обоснованны. Фраза «потому что не понравилось» здесь не сработает.

Ну а если комиссия недосмотрит, пропустит какие-то недоработки, то гарантия на работы подрядчика действительна в течение пяти лет. То есть подрядная организация все это время будет нести ответственность за свои труды и исправлять недоработки.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО