Какова же стоимость твоя, человек...

Основу выставки «Сколько стоит человек», открывшейся в музее имени Арсеньева, составляют 16 тетрадей. Обычных тетрадей в клеточку… Визуально, возможно, это и не слишком эффектно. Но вот содержание тетрадок бесценно.

10 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3898 (34) от 10 март 2016

– Это рисунки и дневниковые записи Ефросинии Керсновской, жертвы сталинских репрессий, человека, который провел в ссылке и лагерях почти 20 лет, – рассказывает Анжелика Петрук, руководитель отдела исследований музея имени Арсеньева. – В 1964 году, уже после реабилитации, она начала по памяти восстанавливать воспоминания обо всем, что с нею было, а также рисовать. В 70-х годах дневники Ефросинии Антоновны были изданы в самиздате, а уже в 90-х ее воспоминания публиковали «Огонек», «Знамя», The Observer. Сегодня ее дневники находятся в коллекции недавно открывшегося в Москве музея истории ГУЛАГа. Он предлагает большой блок просветительских сюжетов и целый ряд экспозиций, которыми готов делиться с музеями страны. Мы надеемся, что первый опыт сотрудничества будет иметь продолжение.

История семьи Керсновских (отец Ефросинии Антоновны был юристом-криминологом, мать преподавателем) типична для советского времени. В 1919 году, когда Ефросинии было 11 лет, ее отцу чудом удалось избежать расстрела как «царскому чиновнику» и семья бежала в Бессарабию, где жила в имении. Но это не была райская барская жизнь. Ефросиния и ее родные работали от рассвета до заката, восстанавливая хозяйство. А когда в 1940 году была образована Республика Молдавия в составе СССР, тысячи людей арестовали и отправили на поселение в Сибирь. Среди них была и Ефросиния Керсновская – как классово чуждый элемент. Она прошла ссылку, побег, новый арест, лагеря. Ее жизнь чудовищна своей обыденностью, вместе с нею тот же ад проходили миллионы людей.

– «Сколько стоит человек» – выставка одной судьбы, – говорит Анжелика Петрук. – Когда я прочитала ее биографию, то подумала, что это история борьбы за свободу и в первую очередь – за жизнь. Кажется, что все беды мира преследовали ее. И все же она смогла уцелеть, выжить, а потом рассказать о своих мытарствах. Не зря само название выставки – это цитата из ее воспоминаний.

«Мне дали на подпись еще одну бумажку – о том, что я забуду обо всех, кто там остался, и никогда не буду говорить о том, что там видела и пережила. Я возмутилась:

– Там остались люди, которых я ценю и уважаю. А молчать? Как это понимать? Лгать? Я никогда не лгала, лгать не собираюсь. А говорить правду не только можно, но и нужно.

– Но это просто формальность…

– Подпись? Это мое честное слово. И человек стоит столько, сколько стоит его слово. Или подпись».

На выставке во Владивостоке представлены не подлинники дневников Ефросинии Керсновской, а копии, сделанные специально для выставки. Их можно трогать руками, читать, рассматривать. Оригиналы, разумеется, такого обращения не перенесли бы. Чтобы посетителям музея было удобнее, в зале поставили столы, стулья.

– Мы разместили в зале на листах выдержки из дневников, письмо матери нашей героини, фотографии и биографию Ефросинии Антоновны, а также поддержали выставку экспонатами из нашей коллекции на тему репрессий, – говорит Анжелика Петрук. – Музей давно работает над созданием коллекции по этой тематике, мы пытаемся осмыслить историю нашей страны, в том числе и такой непростой период, как время репрессий… Наша коллекция начала образовываться совсем недавно, в 90-х годах прошлого века, когда на эту тему стали свободно говорить и родственники репрессированных понесли нам семейные реликвии. И выставка «Сколько стоит человек» – хороший повод присмотреться нам к своей коллекции, задуматься над новым большим проектом по осмыслению жизни в СССР.

Так вот, на выставке мы покажем литературу на тему репрессий, касающихся напрямую нашего региона. В частности, книги Валерия Янковского и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. И главное, на входе в зал разместили текст о том, что такое репрессии в Советском Союзе, какого количества людей они коснулись, какие последствия имели. 

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ