Как мы раскрасили черно-белую зиму

Зима всегда кажется длинной и мрачной, самым унылым и словно застывшим временем года. Кажется, ничего не происходит – только ветер, снег да морозы. На самом же деле и зимой жизнь кипит. А уж культурная особенно. И сегодня, в первую декаду весны, хочется вспомнить самые яркие культурные события прошедших долгих черно-белых месяцев.

9 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3897 (33) от 9 март 2016
56434da0f4beaef4cbae5455091befd7.jpg

На самом деле список может быть очень длинным. Это и выставка нежных акварелей Бронислава Тамулевича в музейном центре ВГУЭС; и прекрасный портрет Константина Маковского – подлинник, показанный в Приморской картинной галерее; и премьера «Сирано де Бержерака» в театре имени Горького; и изумительный концерт к началу года Прокофьева, которым порадовал Тихоокеанский симфонический оркестр; и выставка жизнерадостных, позитивных, полных красок работ Владимира Цоя в Приморском отделении Союза художников. Именно все это сделало зиму для тех владивостокцев, кто интересуется культурной жизнью, яркой, радостной и разноцветной. Но на общем фоне все же выделяются два события.

Back to USSR

Сильнейшие эмоции у всех посетителей вызывала выставка фотографий Анатолия Гаранина «Советский Союз». Ровесник ХХ века, Гаранин был ведущим фотокорреспондентом многих советских газет, а главное, журнала «Советский Союз», который издавался для читателей «на загнивающем Западе» и пропагандировал веселую, сытую, спокойную и красивую жизнь в СССР. Но фокус и волшебство в том, что снимки Гаранина вовсе не получались лакировочными, пафосными. Потому что он снимал в первую очередь людей. Хохочущих воспитательниц детского сада, несущих своих подопечных на руках. Актеров театра на Таганке на сцене и за кулисами. Рыбаков на траулерах и пастухов высоко в горах. Людей, занятых делом, настоящих людей. Даже снимки глав государств, например не очень фотогеничного Никиты Хрущева или колоритного Леонида Брежнева, у Гаранина были прежде всего человеческими портретами, а уж потом официозом…

Именно такие фотографии, в которых год за годом отразилась жизнь огромной страны, и составили выставку. Переходя из зала в зал, можно было увидеть едва ли не всю историю СССР – страны, из которой все мы вышли и которой больше нет. Физкультурники 30-х – на лица смотреть и интересно, и страшновато: столько на них идейности, даже фанатизма какого-то, сегодня такие лица, пожалуй, даже на митингах не увидишь. Военные фото 40-х – лаконичные, даже скупые в своей документальности, но буквально берущие за душу. Победный дух 50-х, гордое шествие идеи социализма по миру в 60-е, замершие в кухонных откровениях 70-е – все это снял однажды и сохранил для нас Анатолий Гаранин. Его выставка в музее Арсеньева была, наверное, самым ярким пятном в культурной жизни зимы.

Пушкин, ты меня понимаешь?

Студенческие экспериментальные спектакли – это всегда одновременно вызов и научный опыт. Посещение таких премьер, как русская рулетка: или понравится, или резко и сразу нет – среднего не дано. Поэтому-то постановка «Пушкин. Размышления» режиссера Марка Букина и молодых актеров и студентов академии искусств привлекла такое внимание.

Творческая молодежь пообещала «стряхнуть пыль с Пушкина». И стряхнула. Да еще как! В спектакле, поставленном по «Маленьким трагедиям», было все: актерские этюды, психологические зарисовки, пантомима, рок-музыка… Не было только привычной размеренности, костюмов в духе XVII века, того абсолютно классического театра, к которому привыкли многие. Был эксперимент, были поиски – и результат никого не оставил равнодушным.

Но главное, что отмечали все: и те, кто оценил работу молодых положительно, и те, кому она не понравилась, – уважительное отношение к Пушкину. Суть, глубину пушкинского произведения Марк Букин и его соратники не разменяли на копейки, не замылили и не забыли в поисках и экспериментах. Трагедию Скупого рыцаря, бешеную страсть и страх Дона Гуана, битву таланта и бездарности, творческой щедрости и зависти между Моцартом и Сальери – все это увидел зритель. Никакие атрибуты внешних «эскапад» не отразились на «Маленьких трагедиях», что еще раз подтвердило, с каким респектом отнеслись создатели спектакля к первоисточнику. Не зря Марк Букин подчеркивал: «То, что вы видите, – территория свободы. Это поиск мой и актеров. Есть тенденция из классиков делать бронзовые статуи, святые мощи. А они были живыми нормальными людьми, они любили жизнь. У нас же Пушкин здесь, на сцене, с нами рядом. И мы можем с ним ругаться, спорить, любить, соглашаться, главное – общаться».

На смену зиме приходит весна – теплая, несущая перемены. Культурная жизнь расцветет еще ярче, никакого сомнения. Подведем итоги и назовем самые заметные события весны уже через три месяца. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ