Владивосток: взгляд в будущее

Как будет развиваться приморская столица в ближайшие 15 лет, рассказали в городском управлении экономики

2 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3894 (30) от 2 март 2016

Планами развития экономики Владивостока в условиях кризиса поделились в администрации города. Приоритетными проектами определены Владивостокская кольцевая автодорога, трансграничный маршрут «Приморье-3» и конгресс-выставочный центр «ВладЭкспо», образующие интегральный инфраструктурный комплекс. Об этом и других направлениях, связанных с подготовкой главного стратегического документа города, рассказала начальник управления экономики и развития предпринимательства администрации Владивостока Марина Кузьменко.

Задача стратегии – учесть все

Основной упор в работе специалистов управления был сделан на повышение качества стратегического планирования.

– Несмотря на трудности во внешней политике, связанные с продлением экономических санкций и внутренними проблемами, в том числе обесцениванием рубля, мы продолжили работу по тем ключевым направлениям, которые были заданы в 2013–2014 годах, – объясняет Марина Кузьменко. – Основу задал федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании», принятый в июне 2014 года. В рамках этого закона появились более четкие регламенты, касающиеся актуализации действующих документов стратегического планирования. Экономическая среда не стоит на месте, и экспертам приходится заново оценивать новые реалии и искать выходы из различных сложных ситуаций.

Сейчас в администрации города кипит работа над актуализацией действующего стратегического плана по развитию Владивостокского городского округа с продлением ее действия до 2030 года.

– Планировать на 15 лет вперед достаточно непросто, – подчеркивает Марина Дмитриевна. – Мы разработали сложное техническое задание, в рамках которого учли влияние тех инструментов, которые были созданы в 2015 году: свободный порт, Владивостокская агломерация, территории опережающего развития.

Также в стратегическом плане будет анализироваться влияние на развитие Владивостока внешних экономических факторов, в частности, ситуация на рынках Северо-Восточной Азии и стран АТР. Как объяснила Марина Кузьменко, это необходимо, чтобы активизировать экспортные поставки продукции с высокой долей добавленной стоимости. Однако прежде необходимо определить, в чем именно нуждаются соседние рынки и что Владивосток может предложить. Исследованием этих вопросов будут заниматься специалисты, координируемые ДВФУ, и работа в этом направлении уже ведется.

В итоге городская администрация планирует получить прикладной документ, отвечающий современным реалиям. Основные его положения будут отражены в муниципальных программах, которые и выведут краевую столицу на качественно новый уровень жизни и развития экономики.

Инфраструктуре саммита добавят эффективности

План стратегического развития имеет прямое отношение к обоснованию целесообразности инвестиционных проектов, о которых мы уже достаточно много знаем: Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), конгресс-выставочный центр «ВладЭкспо» и новый маршрут трансграничной транспортной сети под условным названием «Приморье-3». Образуя планировочный каркас, объединяющий городской округ и агломерацию, они должны сделать Владивосток удобным для горожан и привлекательным и выгодным для инвесторов.

– ВКАД нам жизненно необходима, – подчеркивает Марина Дмитриевна. – Она даст такие преимущества, как сокращение времени в пути для обычных горожан и эффективность перевозки грузов, также мы закольцуем ее с той трассой, которая построена к саммиту АТЭС. Эта инфраструктура должна быть использована максимально эффективно. Проект так называемого маршрута «Приморье-3» преследует те же цели, но только в региональном масштабе. Он побуждает к разработке новой концепции международных транспортных коридоров, стимулирующей участие Владивостока в многостороннем экономическом сотрудничестве на взаимовыгодной основе.

«ВладЭкспо», в свою очередь, должен стать местом мультикультурного диалога относительно развития. Он будет способствовать укреплению внешних экономических и политических связей, станет «домом» Восточного экономического форума. Владивосток в этом отношении имеет яркие ориентиры: Санкт-Петербург, Далянь и другие города. Наш центр должен быть не хуже и даже превышать по характеристикам указанные площадки имиджевой деятельности. Отметим, что реализация этих проектов возможна только с помощью механизмов государственно-частного партнерства.

Игра на преимуществах

Также в 2015 году в администрации города начался процесс формирования муниципальной промышленной политики. Несмотря на то что Владивосток ограничен в плане емкости промышленного производства, здесь действует около двух тысяч промышленных предприятий. Все эти компании войдут в городской Реестр субъектов промышленной деятельности.

– Ведущие мировые экономики обеспечивают свое ускоренное развитие за счет нескольких конкурентных преимуществ, – объясняет Марина Кузьменко. – Выделяется определенный костяк производств, которого нет у контрагентов и ближайших соседей, и эти предприятия получают приоритетную поддержку, обеспечивая экономический рост территории. Такую работу делаем и мы, стремясь определить уникальные конкурентные преимущества приморской столицы.

Ведется работа и над увеличением наукоемкости промышленного производства. Не секрет, что наука в России сегодня оторвана от реального сектора экономики, бизнес не располагает информацией о том, над чем работают и какие технологии имеют научные институты. Для того чтобы объединить усилия этих сфер, управлением экономики формируется Реестр научных разработок, которые подлежат коммерциализации. ДВО РАН, ДВФУ, медицинский университет, МГУ имени адмирала Невельского представили ряд интересных и перспективных проектов, которые могут быть реализованы на уровне малого и крупного бизнеса. Также на сайте администрации города размещена информация по всем имеющимся в России венчурным фондам с указанием конкретных сумм поддержки проектов, условий получения средств и т.д.

Налоговые чаяния порто-франко

Работают специалисты управления экономики и над вариантами налоговых преференций, которые дает режим свободного порта.

– К сожалению, не все предложения администрации города были учтены в проекте закона, – отметила Марина Кузьменко. – Мы считаем, что преференции свободного порта должны кардинально отличаться от преференций свободных экономических зон и ТОР, поэтому выступали за возможность применения специального налогового режима – уплаты единого налога свободного порта. Например, если в среднем компания, у которой соотношение себестоимости затрат на производство и на оплату труда примерно одинаково – с 1 рубля выручки выплачивает около 30–40 копеек всех налоговых отчислений, то в рамках применения режима единого налога свободного порта, который предлагали мы, снижается нагрузка до 5 копеек с того же рубля. В настоящее время резидентам свободного порта предлагается тоже льготный налоговый режим, налоговая нагрузка по которому колеблется в пределах 18-20 копеек с 1 рубля выручки. Однако обсуждение альтернативных способов налогообложения еще продолжается, и мы надеемся, что наши пожелания будут учтены.

От большого к малому

Пристальное внимание управление экономики Владивостока уделяет развитию малого и среднего бизнеса. За 2015 год около 80 субъектов такого бизнеса получили поддержку в общей сложности на 23 млн рублей.

На базе созданного во Владивостоке муниципального учреждения «Центр развития предпринимательства» бизнесменам оказывается консультативная поддержка. В минувшем году услугами центра воспользовались около 8 тысяч индивидуальных предпринимателей – это чуть менее половины всех работающих в городе ИП.

Большой отклик в бизнес-среде имеет также имущественная поддержка, которая, в частности, предполагает применение льготного коэффициента для пользователей муниципального имущества.

Как подчеркнула руководитель управления экономики, важно поддерживать эффективный контакт между властью и бизнесом, понять, в чем нуждается реальный сектор экономики и чем может помочь муниципалитет.

Еще один вопрос, живо интересующий предпринимательскую среду, – изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов. Марина Кузьменко сделала акцент на том, что всю нестационарную торговлю необходимо привести в цивилизованный вид – так, чтобы это не вредило архитектурному облику города с одной стороны и не мешало развиваться такому виду предпринимательства – с другой. Процесс этот сложный и трудоемкий: последняя утвержденная схема, куда вошло около 480 объектов торговли, датируется 2013 годом. К 2015 году их количество было увеличено до 1103, по каждому проводилась проверка возможности размещения с учетом градостроительных норм.

Сейчас новая схема согласована с администрацией края и в ближайшее время будет направлена на процедуру оценки регулирующего воздействия. Фактически это процедура публичных консультаций – проект представляется на суд общественности, и любое заинтересованное лицо может его увидеть и внести свои предложения, которые будут рассмотрены и по возможности учтены.

  

Автор: Катерина МАТВЕЕВА