На честном слове и на одном болте?

Специалисты призывают проверить мосты в крае

1 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3893 (29) от 1 март 2016

После обрушения моста через речку Литовку в Партизанском районе жители края стали более пристально следить за работой дорожных служб, пытаясь понять, как такое стало возможным и что надо сделать, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.

Напомним: 23 февраля в районе поселка Новолитовск в середине дня на автодороге, соединяющей Владивосток с Находкой и портом Восточным, обрушились два пролета моста через речку Литовка. В момент обрушения на мосту находились грузовой и легковой автомобили, но обошлось без пострадавших. Водитель грузовика (которого краевые власти сразу же обвинили в крушении моста) вовремя газанул, заметив в зеркале заднего вида оседающее дорожное полотно, а водитель легковушки успел тормознуть, увидев впереди вздыбившиеся бетонные плиты.

Трасса А188 – дорога регионального значения, одна из самых оживленных транспортных артерий Приморья. По ней ежедневно проезжают сотни автомобилей, в том числе и пассажирский транспорт. И кто даст гарантию, что подобное происшествие, но с более трагическими последствиями не случится где-нибудь еще.

Как известно, дороги и мосты Приморья входят в зону ответственности АО «Примавтодор». По данным официального сайта компании, АО обслуживает 6645 км автомобильных дорог, на которых расположено свыше 1500 мостов общей протяженностью более 64 км. В конце прошлого года в «Примавтодоре» завершилась крупная реорганизация, в ходе которой было сокращено 19 из 27 филиалов. По заверениям руководителей, оптимизация должна была привести к улучшению качества работы предприятия. За последние три года в АО «Примавтодор» сменились два директора. Казалось бы, деятельность компании, а следовательно, и дороги края находятся под надежным присмотром. Так почему же падают мосты?

По просьбе редакции свое мнение по этому вопросу высказали профессиональный водитель, заслуженный строитель, профсоюзный лидер и опытный управленец.

Следующий мост – через Уссури?

– Водитель грузовика здесь совершенно не виноват, и это публично подтвердил начальник УМВД Приморья генерал-майор полиции Николай Афанасьев, выступая перед депутатами Законодательного собрания Приморья, – решительно отметает версию о виновности водителя большегруза председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Александр Фильков. – На мой взгляд, главная причина обрушения моста – в нарушении целостности его конструкции в результате воздействия природных факторов. Река могла подмыть почву на въезде и выезде с моста, могла произойти подвижка грунта под опорами. За такими вещами должны очень тщательно следить дорожники, но этого не происходит. Даже там, где проблемы с мостами очевидны, меры не принимаются, я считаю. При этом особо отмечу, что проблемные аварийные участки даже выявлять не надо: их сразу видно. Это либо «проямины» в дорожном полотне прямо перед мостом, либо вообще ветхие мосты. Например, мост через реку Уссури на трассе А181 Арсеньев – Дальнегорск в районе Новомихайловки, где поворот на Чугуевку, уже частично рухнул. Одна полоса разрушена, и по ней опасно ездить. Я не удивлюсь, если этот мост станет следующим в списке происшествий.

Все такие аварийные объекты надо взять на контроль. Если мы этого не сделаем, такие случаи, как в Новолитовске, будут повторяться из года в год. Сегодня у Приморья появились новые экономические перспективы: создаются территории опережающего развития, начал работать свободный порт Владивосток, проектируются новые международные транспортные коридоры. В связи с этим ожидается увеличение объема грузоперевозок, рост количества грузового транспорта на них. Но если дороги не привести в порядок, то мы далеко не уедем.

Заставь компанию оптимизироваться...

– Сейчас можно свалить вину за обрушение моста на кого угодно: на водителя, перегрузившего транспорт, на диспетчера, пославшего тяжелую машину не по тому маршруту. Но главная причина – это разрушение транспортной отрасли в крае, – уверен Юрий Пошивайло, заместитель председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного собрания Приморского края, председатель Приморской краевой общественной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. – На мой взгляд, оптимизация АО «Примавтодор», где с ведома краевых властей из 27 филиалов оставили только восемь, и обрушение моста – это звенья одной цепи. Дороги Приморья сегодня находятся в ужасном состоянии, но это не вина рабочих, которые якобы не хотят за ними следить, а вина руководителей, которые не могут или не хотят принимать правильные решения. Большинство мостов на дорогах края построены в 70 – 80-е годы прошлого века. Надлежащего ухода за ними нет, поэтому в будущем можно ожидать падения и других мостов. Я и раньше говорил, и сейчас повторяю, что действия руководителей транспортной отрасли Приморья должны стать поводом для полномасштабной прокурорской проверки.

Кто-то явно поспешил

– Причиной обрушения моста может стать банальная усталость металла, – не исключает Владимир Нескоблинов, заслуженный строитель России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, председатель некоммерческого партнерства «Альянс строителей Приморья». – Никакой большегруз не мог разрушить железобетонную конструкцию мостового перехода. Главная, на мой взгляд, причина происшествия – не выдержали опорные части несущих конструкций, произошло их смятие или слом. Этот мост возводился после тайфуна «Джуди», бушевавшего в крае летом 1989 года. Объект, насколько могу судить, строили в спешке, потому что надо было как можно быстрее восстановить нарушенное транспортное сообщение на юге Приморья. Не исключено, что тогда могли быть допущены нарушения технологического процесса, что и стало впоследствии причиной обрушения. Возможно, при монтаже детали моста были недостаточно прочно скреплены, налегание плит на опоры было недостаточно глубоким – и на стыках железобетон смялся или разрушился. Вообще-то, железобетон с годами становится только крепче, но, если конструкции смонтированы неправильно, даже этот прочный строительный материал испытывает усталость и в конце концов разрушается.

– Этот мост строился в советское время, когда во главу угла ставилось качество работ. В него был заложен огромный запас прочности, ведь планировалось, что по мосту пойдет не только гражданская, но и тяжелая военная техника, – возражает строителю бывший председатель Федерации профсоюзов Приморского края Владимир Чубай. – Однако со временем конструкция моста могла измениться, например, в результате сдвига почвы, и в критический момент он рухнул. Винить в этом водителя грузовика бессмысленно. А вот задать вопрос тем, кто ремонтировал мост несколько лет назад, было бы не лишним. Посмотреть смету, узнать, кто подписывал акт приемки работ, и спросить у них, какой запас прочности был заложен в конструкцию моста в ходе ремонта. Когда возводился старый (теперь уже) аэропорт Владивостока, я был куратором строительства по линии крайкома КПСС. Главным, о чем мы тогда беспокоились, было обеспечение должного качества строительных работ. Аэропорт сдали на год раньше запланированного срока, и построенная тогда бетонная взлетно-посадочная полоса выдержала все нагрузки вплоть до введения в эксплуатацию нового аэропорта. А нынешние строители, занятые на дорожных работах, видимо, ставят во главу угла не качество работ, а что-то другое. Хотя все возможности для полного и объективного контроля у них есть.

Как уже писал «В», дать окончательный ответ на вопрос «кто виноват?» можно будет только после окончания тщательного расследования, проведенного прокуратурой и экспертами.

Автор: Юрий ЕВДАН