Непрошеный опекун

Мошенница из органов опеки и попечительства организовала продажу квартиры инвалида без его согласия

27 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3875 (11) от 27 янв. 2016

Эта скандальная история потрясла город Артем своим цинизмом и безнравственностью ее участников. Жители приморского города, где почти все горожане если не дальние родственники, то либо друзья-приятели, либо просто знакомые, поначалу не поверили, что подозреваемая в мошенничестве с квартирой женщины-инвалида – работник госучреждения, призванного отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения.

«Вера Николаевна даже не догадывалась, что у нее появился опекун»

«У подозреваемой обнаружены личные дела недееспособных, поддельные бланки отдела опеки и попечительства и прокуратуры Артема»

Прокурор города Артема Тимур Кушнарев в разговоре с корреспондентом «В» признался, что за 9 лет работы в органах правопорядка с подобной схемой хищения имущества инвалидов сталкивается впервые...

Имена и фамилии некоторых персонажей изменены.

Спасибо бдительным соседям

Расследование этого преступления началось со случайности. Осенью прошлого года жильцы панельной пятиэтажки на улице Ярославской в поселке Суражевка обратили внимание на то, что к одинокой соседке, Вере Вороновой 1964 года рождения, вдруг стали захаживать какие-то странные люди. И всякий раз с сумками да с пакетами, набитыми продуктами, овощами и фруктами. Появление щедрых незнакомцев насторожило бдительных граждан: у Веры Николаевны после смерти матери не осталось ни родных, ни близких. Женщина жила одна в двухкомнатной квартире. И тогда соседи написали заявление в органы социальной защиты: «… У Веры Николаевны психическое заболевание, не положил ли кто глаз на ее двухкомнатную квартиру?». Соцзащита, в свою очередь, обратилась за разъяснением в Артемовский отдел опеки и попечительства департамента здравоохранения Приморского края. Получив информацию о психически больном человеке, опека инициировала иск в суд о признании Веры Николаевны недееспособной. В мае 2014 года суд признал Воронову недееспособной и отпустил с богом.

Позже выяснилось, что «блаженная» Вера Николаевна даже не догадывалась об изменениях, случившихся в ее жизни. И о том, что у нее появился опекун, женщина узнала также от соседей. По ее словам, никаких заявлений с просьбой назначить ей опекуна на том основании, что она якобы не может сама себя обслуживать, не писала. Да и опекун у нее не появлялся. Вера Николаевна хоть и проходила раз в два года лечение в специальной больнице, но рассуждала вполне здраво.

В августе 2015 года соседи привезли ее в отдел опеки и попечительства, где женщина заявила, что опекун ей не нужен. Но чиновники, как позже рассказал «В» следователь полиции, не стали с ней разговаривать. И даже не сказали, как зовут ее опекуна. Мол, это тайна. После чего соседи, заподозрив неладное, написали заявление в прокуратуру. И тут началось самое интересное…

Рассказывает прокурор города Артема Тимур Кушнарев:

– Мы давно присматривались к работе Артемовского отдела опеки и попечительства департамента здравоохранения администрации края. На нашей территории работают два специалиста этого подразделения. Надзор за работой органов опеки и попечительства – одно из приоритетных направлений нашей деятельности, поскольку инвалиды – наиболее незащищенные граждане. Мы обратили внимание, что за короткий отрезок времени слишком много оформляется сделок с жильем инвалидов с согласия органов опеки и попечительства. Ежегодно в городе оформляется три-четыре такие сделки. Но мы не говорим, что все они преступны и незаконны. Перемена места жительства инвалида возможна по разным причинам. И продажа его квартиры допускается. Взамен, как правило, приобретается другое жилье, чтобы человек не остался на улице. Но если человек – инвалид по психическому заболеванию, то мы не можем сказать, какое у него желание и действительно ли он хочет куда-то переехать. За него решает опекун.

Прокуратуру Артема также заинтересовал факт большого числа назначенных опекунов инвалидам, которые не имели со своими подопечными никаких родственных отношений. Хотя по законодательству предполагается, что инвалида должен опекать близкий человек, потому как его забота будет наиболее эффективной в силу родственных отношений. В Артемовском отделе опеки и попечительства подобным, видно, не заморачивались. Поэтому неудивительно, что в прокуратуру стали поступать заявления местных общественных организаций инвалидов: граждане жаловались на нарушение их интересов в различных жизненных ситуациях.

Криминальная «забота»

В ноябре 2015 года следственным отделом полиции УМВД по городу Артему было возбуждено уголовное дело по признакам «мошенничества, повлекшего лишение права гражданина на жилое помещение». В ходе следствия выяснилось: двухкомнатная квартира, в которой проживала Вера Николаевна Воронова, юридически ей уже не принадлежит, так как была еще в феврале 2015 года продана от имени опекуна. Причем продал он ее собственному родственнику! В то же время гражданка не была снята с регистрационного учета и жилье далее не продавалось. Но это могло произойти в любой момент, поскольку опекуны, выступая в качестве законных и полномочных представителей своих опекаемых, обладают всеми полномочиями по распоряжению имуществом подопечных. И только с согласия органов опеки и попечительства.

Отдел опеки и попечительства – единственный в Артеме представитель государственного органа, который вправе давать разрешение на ту или иную сделку с жильем инвалида. И в данном случае, как считают сотрудники полиции, без информированности и – что не исключено – заинтересованности чиновников сделку с квартирой гражданки Вороновой оформить было бы невозможно. Именно в отделе опеки и попечительства находится база данных по инвалидам, их семейному положению, а также имеющейся в собственности недвижимости. Согласитесь, человеку с улицы не под силу провернуть сделку с квартирой инвалида, не имея всех исходных данных.

– В ходе предварительного следствия было установлено, что в еще ноябре 2013 года представители органов опеки и попечительства обратились в медицинское учреждение с просьбой обследовать Веру Николаевну Воронову на дееспособность. Что и было сделано. Суд признал женщину-инвалида недееспособной в связи с установленным у нее заболеванием. Вороновой был назначен опекун, который фактически не осуществлял необходимый присмотр и уход. Воспользовавшись беспомощностью потерпевшей, злоумышленники с использованием поддельных документов переоформили ее квартиру на родственника опекуна, сфабриковали личное дело, где были поддельные документы. Например, справка, что Воронова постоянно лежит в больнице (хотя за то время, как ее признали недееспособной, она ни разу не лежала в психлечебнице). Выдумали информацию, что женщина не желает жить в своей квартире, а хочет переехать в другой район. Мошенники сделали поддельное свидетельство о государственной регистрации права, что якобы у Вороновой есть другое жилье. В соответствии с этими документами департамент здравоохранения дает распоряжение о разрешении продажи квартиры Вороновой, – рассказал «В» следователь следственного отдела МВД России по городу Артему капитан юстиции Алексей Начинов. – На самом деле у нее другого жилья не было. Мы установили: все сделки с недвижимостью инвалидов проходили через сотрудницу отдела опеки и попечительства города Артема Лилию Мамошину. Она и стала подозреваемой по этому делу. Впоследствии чиновница дала признательные показания.

По ходатайству следователя решением Артемовского городского суда чиновница отстранена от занимаемой должности. На ее имущество наложен арест. Во время обыска на квартире и по месту работы подозреваемой обнаружены и изъяты личные дела недееспособных, с имуществом которых опекунами производились сделки по отчуждению в пользу третьих лиц, поддельные бланки отдела опеки и попечительства и прокуратуры Артема. Мамошина сама «посылала» запросы в эти учреждения и сама же на них отвечала в нужном ей ключе.

Расчет мошенницы был психологически точен: если недееспособный инвалид окажется на улице, он не станет никому писать письма с жалобами. И слушать его, скорее всего, никто не станет. К счастью, рядом с Верой Николаевной Вороновой живут добропорядочные соседи.

От такой опеки имущество пропадает…

…Сегодня в производстве следственного подразделения полиции города Артема находится еще два уголовных дела, сходных по обстоятельствам, но разнообразных по способам хищения имущества инвалидов (прежде всего инвалидов по психическим заболеваниям). Одно из уголовных дел уже на стадии направления в суд. Эти хищения также совершены не без помощи органов опеки и попечительства, назначавших опекунов недееспособным гражданам, не подозревавшим о подобной «заботе».

В свою очередь, прокуратура города Артема выявила сделки с недвижимостью, где были нарушены интересы инвалидов. На первый взгляд документы по сделкам были оформлены грамотно, в соответствии с буквой закона, комар носа не подточит, а опекуны добросовестно исполняли свои обязанности надлежащим образом. Между тем, сравнивая имущественное положение инвалидов до и после совершенных сделок, прокуратура выявила несколько случаев, когда после «законных» действий опекуна его подопечный юридически оставался без жилья, то есть его не выгоняли на улицу, но у квартиры, еще недавно ему принадлежащей, был уже новый хозяин. В других случаях инвалид оказывался в стесненных жилищных условиях, гораздо хуже прежних. А его недвижимость уходила к новому владельцу по цене гораздо выше, чем до этого была официально продана якобы в интересах инвалида. Естественно, денег от сделки он не получал. Тем самым, по словам прокурора Тимура Кушнарева, инвалиду был причинен имущественный вред...

Остается добавить, что мошенничество с квартирой Веры Николаевны Вороновой было пресечено благодаря слаженной работе прокуратуры, следствия и оперативных подразделений полиции города Артема.

Автор: Сергей КОЖИН