«Выжившие» станут капитанами

Все больше девушек идут учиться морским профессиям

22 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3873 (9) от 22 янв. 2016

Нехватка кадров стала бичом судоходной отрасли. Последнее десятилетие компании испытывают острую нехватку не только плавсостава, но и штурманов. Мужчин перестает привлекать морская романтика. Но их места готовы занять дамы.

С середины XX века серьезно и методично осваивается женщинами профессия судоводителя. У Анны Щетининой – легендарного капитана дальнего плавания – сегодня немало последователей. Но насколько они успешны? Можно ли сегодняшним девушкам-курсантам, выбравшим для себя профессию штурмана, надеяться на радушный прием бога морей Нептуна?

Романтика разбивается о реальность

Сколько стереотипов, предубеждений, нападок и пренебрежения приходится пережить женщинам, выбравшим традиционно мужские увлечения, не говоря уже о профессии. Вспомним хотя бы байки о женщине за рулем. Несмотря на это, не осталось ни одной области нашей жизни, где дамы не проявили бы себя наравне с мужчинами. Женщина-космонавт, пожарный, пилот, дрессировщик, политик, дипломат – кого сегодня это удивит? Но все равно пока слабый пол, скорее, исключение в этих профессиях. Но что женщин остановит? Сегодня медицина считается женской отраслью, но, напомним, еще в XIX веке женщина-врач – это был нонсенс, шок для общества. Эксперты уверяют, что сегодня на очереди профессия судоводителя. Так ли это, пытался разобраться корреспондент «В».

Современные суда представляют собой высокотехнологичные комплексы, для управления которыми не требуется физической силы, но необходим ряд качеств: решительность, смелость, умение командовать и подчиняться. А кто сказал, что это исключительно мужские черты характера?

Сегодня на судоводительском факультете одного из главных морских вузов страны МГУ им. адмирала Невельского во Владивостоке учатся 26 девушек-курсантов. Но если раньше их были единицы, то в последние годы число девчонок среди курсантов вуза значительно увеличилось. Только в 2015 году поступило на факультет 15 девушек, это больше, чем за все предыдущие годы.

– По правилам международной конвенции мы не имеем права отказывать девушкам в приеме в университет. Требования к поступлению в вуз едины для всех: это состояние здоровья и результаты ЕГЭ, – рассказывает заместитель начальника судоводительского факультета МГУ им. адмирала Невельского Петр Пузин. – Да, растет число девушек, желающих получить диплом судоводителя. Как правило, привлекает романтика, но когда они сталкиваются с реалиями курсантской жизни, многие разочаровываются. Что поделаешь, мы готовим специалистов для работы в море, и несение дежурно-вахтовой службы начинается еще в стенах университета. Кроме того, здесь строгая дисциплина и сложнейшая учебная программа.

С первого дня курсантов ждут построения по нескольку раз в день, строевые занятия, несение вахты, наряды по роте и в столовой. К тому же ежегодно они проходят плавпрактику на учебных судах и индивидуально на судах различных судоходных компаний. Ведь для получения диплома судоводителя необходим морской ценз – надо провести в море не менее 12 месяцев. И если человек не готов к преодолению трудностей – как в постижении теории, так и морского дела, – учеба становится для него тяжким бременем. Более 70 % девушек уходят с факультета на начальных курсах. Происходит это по разным причинам, чаще всего не справляются с учебной нагрузкой, кто-то замуж выходит, кто-то не может ходить в море по состоянию здоровья. «Выживших» можно смело называть капитанами.

– За тех девчонок, которые доходят до выпускного курса, мы спокойны. Это гордость факультета, – отмечает Петр Павлович. – Это не просто подготовленные для работы в море специалисты – они хорошие организаторы, активно участвуют в общественной жизни университета и представляют его достойно на различных, в том числе и международных, фестивалях, конкурсах и научных конференциях. Как правило, все без труда находят себе работу и успешны в профессии – мы следим за их трудовой биографией.

Работа в море и не только

Набирать девушек на факультет судовождения официально начали в 2001 году. Одной из первых выпускниц стала Наталья Белоконская. После окончания университета около года работала простым матросом на учебном паруснике «Надежда», затем ее назначили четвертым помощником капитана. Вскоре Наталью пригласили третьим помощником капитана на ПУС «Мир» в Санкт-Петербург, и сегодня из выпускниц университета она ближе всех к исполнению мечты стать первым капитаном парусного судна: Наталья – старший помощник капитана и прошла стажировку на капитанский диплом.

В 2008 году выпустились из стен вуза Анна Цыпышева и Дарья Ищенко. Анна после окончания университета работала третьим помощником капитана в Приморском морском пароходстве, а затем перешла в немецкую судоходную компанию уже вторым помощником. Когда вышла замуж и родила ребенка, море сменила на береговую специальность и трудится в порту. Выпускницы последующих лет Анна Тувина, Надежда Чудинова, Елизавета Карабейко работают третьими помощниками капитана в Сахалинской судоходной компании. Анастасия Кочеткова уехала в Калининград, поступив на военную службу.

Дарья Ищенко не попала в большой флот – увлеклась парусным спортом. Окончив школу, выбирала профессию, близкую к своему увлечению, но, поскольку в вузах не готовят руководителей малотоннажного флота, поступила на судоводительский факультет. Еще на первом курсе получила диплом яхтенного капитана, и сегодня Дарья – тренер по парусному спорту, руководит женской командой яхтенного клуба МГУ. Кроме того, девушка успешно осваивает путь в науку, окончила аспирантуру, работает ассистентом на кафедре судовождения в родном университете, преподает навигационную метеорологию, свои жизненные перспективы связывает с развитием маломерного флота во Владивостоке и с научной деятельностью. Девушка считает, что в судовождении нет ничего сложного для женщин, наоборот, изначально работа вахтенных помощников имеет много секретарских функций: заполнение журналов, финансовых документов – с этим кропотливым ежедневным трудом традиционно лучше справляются женщины. Однако по семейным обстоятельствам, таким, например, как рождение ребенка, женщина-штурман может надолго выпасть из профессии. Чтобы это прошло безболезненно, Дарья советует молодым штурманам как можно скорее получить диплом старшего помощника капитана, это значительно облегчит в дальнейшем возвращение в профессию. Владивосток – крупнейший в стране город-порт, и здесь много организаций, связанных с судоходством, где уважительно относятся к морскому образованию.

Если нужен совет, то нет!

Напрямую с МГУ им. Невельского связано учебно-производственное судно «Профессор Хлюстин». Оно хоть и принадлежит ФГУП «Росморпорт», но предназначено для прохождения учебно-производственной практики курсантов вуза и проведения научно-исследовательской работы по изучению Мирового океана и шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики. Четвертым помощником капитана на судне работает Анна Красникова. В свое время, чтобы поступить на судоводительский факультет Дальрыбвтуза, Анна оставила факультет психологии ДВГУ. Путь в профессию штурмана был нелегким, с первого курса столкнулась с проблемой дискриминации по половому признаку – девушек до третьего курса не брали на практику, которая проходила на борту парусника «Паллада».

– Если мне кто-то скажет, что пошел в море не потому, что он романтик, я не поверю, – утверждает Анна. – Именно романтика является определяющим фактором при выборе такой сложной профессии. Нет смысла преодолевать массу препятствий на пути к своей цели без желания парить под парусами, любоваться морем, красивейшими морскими закатами и рассветами.

Настоящей проверкой на преданность профессии стали для Анны годы работы после окончания университета третьим помощником капитана на судне «Профессор Меграбов», затем вторым помощником на ПТР «Крымский», снова третьим – на транспортном рефрижераторе «Берег мечты».

– Иногда хотелось все бросить и уйти, так было трудно, – признается Анна, – приходилось собирать волю в кулак, чтобы не разочароваться и работать дальше, грела мечта о парусах.

Сегодня Анна Красникова работает четвертым помощником на судне «Профессор Хлюстин». Она – состоявшийся судоводитель, примеряющий на себя более серьезные руководящие должности. Однако до старпома и капитана, по мнению девушки, надо еще расти и расти, все же мужчинам-капитанам проще управлять командой. Поэтому девушкам, кто еще только думает связать свою судьбу с морским делом, стоит десять раз подумать.

– Если нужен совет, поступать на судовождение или нет, то однозначно нет! – считает Анна. – Для кого море является смыслом жизни, знают это и без советов. Возможно, девушкам и понадобится поддержка, но решение они должны принять сами. Уметь принимать решения и нести за них ответственность – это необходимое условие для того, чтобы стать капитаном.

В мире тысяча специальностей, но душа выбрала одну

В 2016 году выпускницами университета станут Мария Фарафонова, Екатерина Оненко, Анастасия Комко и Ольга Лесогор. Сейчас они сдают государственные экзамены, после чего их ждет полугодовая преддипломная практика. Маша и Катя будут проходить ее в ведущей судоходной компании России «Совкомфлот». Это стало возможным благодаря личному обращению к генеральному директору компании Сергею Франку, посетившему Владивосток по случаю 125-летия морского образования. Сергей Оттович, выпускник ДВВИМУ (сейчас МГУ им. Невельского), в интервью местным журналистам отметил: «В числе отличников университета сегодня девчат больше, чем юношей. Выпускники его лет хорошо помнят женщину-капитана и своего преподавателя Анну Щетинину, но тогда это был, скорее, вызов обществу. А сейчас работа женщин в море не то чтобы стала явлением обыденным, но это уже не редкость. Изменились стандарты работы на флоте, сам ритм и организация, бытовые условия. Поэтому в составе экипажей «Совкомфлота» девушки есть, и они прекрасно справляются со своими задачами».

Мария Фарафонова решила стать судоводителем еще в школе, сомневалась только в выборе вуза. К Уфе, откуда приехала девушка, ближайший город с морским университетом – Санкт-Петербург, но отец служил на Тихом океане и о Владивостоке рассказывал много интересного, поэтому решила поступать в морской вуз в приморской столице.

В университете Мария круглая отличница, за успешную учебу и научные достижения получает стипендию президента России. Годы учебы и морские практики желание стать штурманом только укрепили. Особенно запомнилась девушке индивидуальная практика.

– На общей учебной, которую курсанты проходят на парусном судне, намного проще, – считает Маша, – там друзья рядом, поэтому страха нет. По-другому было, когда после второго курса проходила практику на транспортном судне. Команда – сплошь бывалые моряки, казалось, на их фоне ничего не умею. Однако с экипажем повезло: меня поддерживали, а не угнетали.

Сначала девушке не очень доверяли, но со временем поручали более сложные задачи. Боевым крещением для нее стал шторм, когда во время несения вахты нужно было зайти в бухту, чтобы от него укрыться. Фарватер проходил между двух скал и был очень узким, не более ста метров. Капитан доверил на свой страх и риск штурвал молодому курсанту.

– К тому времени я достаточно уверенно управляла судном в открытом море, – вспоминает Мария, – но во время этого прохода три пота сошло. Команда после этой ситуации наконец-то стала относиться ко мне не как к девочке-курсанту, а как к настоящему матросу. Тогда стало понятно, что в море нет разницы между мужчиной и женщиной, главное – не гендерная принадлежность, а то, насколько ты полезен на судне. Это и знания, и дисциплина, и работоспособность, и ответственность.

Морская практика и для Марии не прошла бесследно. Именно там пришла идея научной разработки:

– Участвуя в швартовке, я всегда смотрела на третьего помощника, который на глаз определяет расстояние от борта судна до причала. Если совершить ошибку в определении расстояния, может произойти навал судна на причал. У меня появилась идея создания лазерного швартовного устройства, которое способно определить расстояние в миллиметрах, а не на глазок.

При поддержке преподавателей вуза разработка была документально оформлена и запатентована. Дело за малым: нужно провести ее испытание на специально оборудованном судне. Подходящее есть в одной из дальневосточных компаний, но провести испытания на нем не разрешили, когда фрахтователь узнал, что автор разработки – девушка. По его мнению, женский мозг не может понимать технических тонкостей и уж тем более изобретать что-то новое. В итоге научная разработка, имеющая практическое значение для безопасности судоходства, пока пылится на полке.

– Обидно, потому что тут же нашла в Интернете информацию о том, что в компании Bourbon Offshore, например, на подобном судне четвертым помощником работает женщина, – делится Мария. – Также мы недавно в составе группы отличников побывали на приемке газовоза «Псков». Там познакомилась с четвертым помощником капитана Ляной Митрофановой, которая после окончания питерской Макаровки без проблем устроилась на новенькое судно.

На Дальний Восток, по мнению Марии, еще не дошли европейские тренды. Здесь считается нормальным, если на судне женщина работает поваром, буфетчицей. Но доверить ей управление морским транспортом – боже упаси. Получается, что мужчины вытесняют женщин не с тяжелых и вредных производств, а с хорошо оплачиваемых, перспективных должностей. Поэтому для поиска работы проще отправиться в морской порт с европейскими традициями, где меньше предрассудков, в том числе и по отношению к женскому труду на флоте. Есть и альтернатива – иностранные компании, в которых растет спрос на штурманов и к тому же дамам не побоятся доверить новые суда. Реальной перспективой является и путь в науку: девушку в аспирантуру зовут уже сегодня, но пока есть большое желание поработать в море.

– Считаю, что нашла свое место в жизни, и если оно на флоте, так тому и быть, – подытожила Мария. – Чтобы работать в море, нужен сильный, волевой характер, иначе на такой службе долго не задержишься. А если уж девушки остаются и работают, извольте принимать. Иная женщина любому мужчине фору может дать. Не стоит забывать о том, что многие представительницы слабого пола добились в судовождении немалого успеха и в данный момент являются капитанами судов. Среди них Людмила Тибряева, Вера Курочкина, Татьяна Суханова, каждой из них пришлось добиваться признания в профессии, и нам есть на кого равняться и есть к чему стремиться.

Шансы есть, и они высоки

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский заметил, что курсантов-девушек стало больше не только во Владивостоке, но и в других вузах страны: и в питерской Макаровке, и в новороссийской Ушаковке. Но, к сожалению, не каждая из девушек, став курсантом, собирается связать свою судьбу с морем. Для многих учеба в морском вузе – это не стремление покорять океаны и преодолевать штормы, а лишь возможность получить высшее образование на бюджетной основе. По статистике, 80% выпускниц-судоводителей остаются на берегу.

Из тех, кто все же идет работать в море, большинство со временем оставляют судовождение либо по семейным обстоятельствам, либо из-за сложности профессии. В итоге на командных должностях на морских судах остаются единицы представительниц прекрасного пола, но они прошли столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям сомневаться не приходится. По крайней мере, в истории судовождения нет ни одной аварии на судах, где штурманами работают женщины, подчеркнул Петр Иванович. Да и на стадии учебы в вузе, по мнению бывалого капитана и преподавателя, девушки более ответственно относятся к своим обязанностям. А ведь бытует мнение, что учиться в морских университетах гораздо труднее, чем работать в море, поэтому у девчонок есть все шансы попасть на капитанский мостик. Да, сегодня многие российские работодатели еще настороженно относятся к женщинам-судоводителям, но кто берет их на работу, никогда об этом не жалеет и отмечает особую дисциплину, ответственность и профессионализм мореплавательниц. 

     

Автор: Светлана ШВЕЦОВА