Живопись, сводящая в могилу

Русские художники оставили потомкам картины с «мистической репутацией»

20 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3871 (7) от 20 янв. 2016

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье тому, кто позирует художнику. Среди шедевров русской живописи есть несколько известных картин, чья история покрыта налетом мистики.

«Демон поверженный»

Сын Михаила Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил его портрет. Смерть сына стала ударом для Врубеля, и он целиком отдался работе над картиной «Демон поверженный». Желание закончить ее переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать «Демона…», даже когда картину отправили на выставку. Он приходил в галерею и, не обращая внимания на посетителей, доставал кисти и рисовал. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно: сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

У Ильи Репина была репутация «рокового живописца»: многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, Тютчев и итальянский актер Мерси д’Аржанто. Самой мрачной картиной художника считается полотно «Иван Грозный убивает своего сына» (любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино). Оно производило гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом (позже его признали невменяемым). Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре едва не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошел с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной»

Мария Лопухина, происходившая из графского рода Толстых, позировала художнику Владимиру Боровиковскому в 18 лет, вскоре после замужества. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но через пять лет скончалась. Спустя годы поэт Полонский напишет: «Красоту ее Боровиковский спас…». Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда: на портрет, мол, нельзя долго смотреть – постигнет печальная участь натурщицы. Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете. Спустя 80 лет картину, не побоявшись ее репутации, приобрел Третьяков. Сегодня она находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная»

Картина «Неизвестная» (1883 г.) Ивана Крамского вызывала бурный интерес у петербургской публики, но Третьяков наотрез отказался приобретать ее для своей коллекции. «Неизвестная» начала путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине. Не избежал беды и сам художник: вскоре после написания «Неизвестной» умерли два сына Крамского. Картину продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам несчастья, пока в 1925 году не вернулась в Россию. Когда портрет оказался в Третьяковской галерее, несчастья прекратились.

«Тройка»

Василий Перов долго не мог найти натурщика для мальчика в центре композиции, пока не познакомился с женщиной, ехавшей через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художник уговорил ее разрешить сыну позировать для картины. Спустя несколько лет эта женщина снова появилась в мастерской Перова: оказалось, что через год после написания «Тройки» Вася умер. Мать хотела на последние деньги выкупить эту картину. Но она уже была продана и выставлена в Третьяковской галерее. Когда мать Васи увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Потрясенный художник написал для нее портрет сына.

«Русалки»

Иван Крамской написал «Русалок» по мотивам повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова и ночью «Грачи…» упали со стены. Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачей…» повесили в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. Вскоре домочадцы и прислуга Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносившееся по ночам из зала, и на то, что рядом с картиной они испытывают упадок сил. Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать «Русалок» со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились. 

    

Автор: Татьяна КОЛЮЧКИНА, «Русская семерка»